В Латвии 16 марта состоялось традиционное шествие ветеранов латышских легионов Ваффен СС и их молодых последователей. Подобное откровенное чествование воинов Третьего рейха – нечастое явление в целом для современной Европы, однако данный тренд постепенно распространяется в постсоветских республиках, которые, как ни парадоксально, сделали свой «европейский выбор». Сильнее всего глорификация нацизма проявляется в Латвии, а теперь и на Украине и в Молдове, считает доктор философии, публицист, член совета Британской хельсинкской группы по правам человека, директор исследовательских программ Института демократии и сотрудничества Джон ЛАФЛЕНД:
- Г-н Лафленд, 16 марта в Латвии ежегодно проходят мероприятия, посвященные Дню латышских легионеров СС. Как сейчас этот день и его празднование в Латвии оценивается европейскими странами? Не является ли это проявлением неонацизма в Европе?
- Я думаю, что это, скорее, демонстрация лицемерия, а не неонацизма. Лицемерия, потому что они допускают проведение таких маршей и демонстраций. И потому что они считают, что любой враг России – это их друг. В Европе в целом нет такого сильного движения неонацизма.
Европейские страны игнорируют эту дату. Она празднуется только в Латвии, другие страны об этом не говорят и просто не вмешиваются.
- Согласно официальной позиции правительства Латвии, чествовать погибших солдат следует 11 ноября — в День Лачплесиса. Какой смысл в таком случае вкладывается в празднование Дня легионера, на Ваш взгляд?
- Смысл этого праздника хорошо объяснила Ирина Цветкова, член парламента Латвии. Она выступала на конференции в Страсбурге пару лет назад.
Суть её выступления сводилась к тому, что это день, когда нацистские войска понесли большие потери, то есть, по сути, это день памяти «героев».
Как говорят ветераны, 16 марта 1944 г. две латышские дивизии Ваффен СС впервые выступили вместе против Красной Армии. Но этот день сейчас, на самом деле, несёт в себе больший смысл для тех, кто его отмечает, поскольку Гитлер выбрал этот день как Heldengedenktag (День памяти павших героев). То есть эта дата памятна битвой, а также важна и для нацистского движения в целом.
- Такие течения существуют на определенных территориях: Латвия, в какой-то степени во Львове, среди выступающих на Майдане в Киеве, и, возможно, в Молдове.
Также, может быть, это есть и в других странах, но количество таких людей нерепрезентативно, однако, конечно же, я не одобряю радикальные движения во всех этих странах.
- Способствуют ли торжественные мероприятия, подобные 16 марта в Латвии, пересмотру оценок Второй мировой войны?
- В Латвии, да и в других странах постсоветского пространства, конечно, есть определенное число ревизионистов и отдельные ревизионистские течения. Есть люди, которые думают, как в Латвии, что быть в составе Советского Союза было хуже, чем было бы в составе нацистской Германии.
Это люди пронацистского толка. Но в Европе такие настроения очень слабы, так думает меньшинство. Сильнее всего это в Латвии. Может быть, так думают в Киеве и, возможно, в Молдове.