После публикации на этой неделе ежегодного отчета ДГБ Литвы консерватор Кястутис Масюлис предложил запретить русскоязычные СМИ. Помимо того, Литовская Комиссия по радио и ТВ после показа документального фильма «Приговоренные. Капкан для группы "Альфа"» о событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе предложила суду на 3 месяца приостановить ретрансляцию канала НТВ Мир. Все эти шаги Вильнюса вызваны реваншистскими настроениями литовской элиты после провала Вильнюсского саммита и ведут страну по пути советизации общественно-политической жизни, причем в худшем смысле этого слова, убежден главный редактор литовской русскоязычной газеты «Литовский курьер» Анатолий ИВАНОВ:
- Анатолий Георгиевич, после недавнего отчета ДГБ консерваторы предложили закрыть русскоязычные СМИ в Литве. Насколько велика вероятность, что «Литовский курьер» будет закрыт?
- Не думаю, что в итоге «ЛК» будет закрыт. Я уже говорил и повторяю – полнолуние. Врачи говорят, в такое время резко обостряются заболевания. Вот, мы видим типичный пример. Человек, который занимается самопиаром, который двигает свою кандидатуру в Европарламент, не может предложить ничего, кроме негатива.
Это же сталинист в худшем смысле этого слова! Запретить. Прекратить. Отозвать. Убрать. Пока нет только слова «расстрелять» и «выслать в Сибирь».
Я думаю, что даже коллеги по партии, адекватно воспринимающие реальность, понимают, что для закрытия СМИ в правовом поле Европейского союза должны быть веские основания. Как построил свою фразу Масюлис: раз у ДГБ есть факты, то давайте инициировать закрытие. Но Департамент госбезопасности не привел никаких фактов. Он лишь сказал, что иная точка зрения транслируется через русские издания.
Конечно, эта точка зрения другая. Но мы же не виноваты, что власть Литвы, начиная с верхнего уровня, даже не упоминают слов, вроде «благосостояние», «сокращение безработицы» и пр. В то же время мы слышим постоянно «враги», «шпионы», «оккупанты», «продавшиеся политики» (имея в виду Успасских, Томашевского, Паксаса), «продавшиеся бизнесмены».
- С чем Вы связываете подобные намерения? Ситуация на Украине, выборы или еще что-то?
- Я думаю, что это связано с реваншистскими настроениями. Ведь до 28 ноября президент Украины Виктор Янукович был в общем-то нормальным президентом - лояльным, легитимным. После 28 ноября он стал "режимом". Так не бывает.
Либо вы хотели подписывать Соглашение с режимом, либо с легитимным президентом.
Что меня возмущает как законопослушного жителя государства и честного налогоплательщика: есть ли граждане Литвы в этом пусть «оккупированном» Крыму и надо ли их извлекать оттуда? Я звоню в МИД Литвы, спрашиваю – ответа нет. Я звоню в литовское посольство на Украине – ответа нет. Но ведь это самый главный вопрос, не правда ли? Все остальное потом. Лечение пострадавших, защита революционеров… Свои граждане должны быть во главе угла!
Второй аспект того, почему я думаю, что это реваншизм. Целая неделя разговоров о том, какие потери понесет российская экономика от авантюры в Крыму и от присоединения его к себе. Мне как гражданину Литвы глубоко до лампочки, какие убытки понесет Россия – мне важно, что мы потеряем и что выиграем, потому что мне здесь жить, кормить детей, как и всем. Но ответа на этот вопрос тоже нет. То есть собираются постоянно более или менее серьезные эксперты, чтобы обсуждать дурацкую проблематику чужого государства. Это, как если бы мы обсуждали ситуацию, например, в Аргентине - плохая ситуация или хорошая, но нас она мало касается.
- Вы имеете в виду реваншизм за провал Вильнюсского саммита?
- Нужно, конечно, сказать, что Литва непосредственной ответственности за результаты этого саммита не несет, поскольку это был общеевропейский проект.
Здесь дело в том, что Литва позиционирует себя как лидер региона. Я разговаривал с председателем парламентского комитета по международным делам Гедиминасом Киркиласом, который заявил: эстонцы хотят остаться тихой, спокойной, сытой провинцией; латыши не решаются взять на себя лидерство в регионе из-за большого числа неграждан и русских; значит - остаемся мы, которые должны тащить этот крест на Голгофу. И в этом смысле, конечно, литовской элите тяжело смириться с тем, что случилось в ноябре 2013 г. Позиционируя себя как лидер региона, Литва говорит: «Мы можем стать мостом между Европой и Россией, потому что мы носители западных ценностей, но мы знаем менталитет русских».
Ноябрь и саммит Восточного партнерства показали, что менталитета славян мы уже не знаем, а февраль и март показали, что мы не слишком большие носители западных ценностей. Мы, скорее, государство приспособленцев, государство двойных стандартов.
- Как Вы оцениваете общественные настроения в Литве в связи с возможным ослаблением экономического сотрудничества между Литвой и Россией?
- Знаете, мозги настолько промыты, что санкции воспринимаются как объективное добро: «Так им и надо! Жалко, запрет коснулся только одиннадцати чиновников – надо всем запретить!» Я думаю, что слова президента России, что в глобальном мире санкции – это палка о двух концах, не услышаны в нашей стране. Якобы, Запад нам поможет, и мы выкрутимся.
Это какой-то мазохизм обкуренного государства.
Показательно даже изменение риторики, оценок. Кто нас оккупировал? Советский союз. А кто сейчас является его наследником? Россия, которая такой же оккупант - это постоянно вдалбливается в головы. Писалось в 2008 г. – «мы были оккупированы Советским союзом», затем появилось «мы были оккупированы русскими», затем «мы были оккупированы Россией». Вот такая подмена понятий.
Сейчас национализм начал спускаться даже на бытовой уровень: «Мы с тобой не будем разговаривать на русском, потому что это литовская поликлиника». Хотя прежде все было нормально.
- Как Вы думаете, скажется ли «украинский фактор» на итогах президентской избирательной кампании? С одной стороны, «раскручивание» в медиаполе темы «российской угрозы» сплотит вокруг Грибаускайте консервативный электорат, с другой – последствия экономических санкций могут, напротив, часть электората от нее отвернуть…
- Я думаю, здравый смысл, многовековой взгляд селянина все же берет верх. И подавляющее большинство глубоко в душе считает, что мы влезли не в свое дело.
Мне кажется, теперь очень многие сделают выбор в пользу кандидатов, которые никак не проявили себя в этом конфликте, не приняли никакую сторону. Ведь не понятно ничего. Мы хоть и находимся не очень далеко, но судить только по газетам и интернет-изданиям – это не совсем верно. Опять же наша элита проиграла в том, что изначально стучала забралами: «Ну, вот, наконец-то, Россия напоролась. Теперь-то Евросоюз консолидируется». Но не получилось в итоге. Санкции Европейский союз ввел в понедельник, а референдум состоялся в воскресенье. Даже Ландсбергис должен был признать, что это просто манипуляция санкциями – зачем их вводить задним числом?
В этом смысле Вильнюс, конечно, разочарован.
Очень много кандидатов ждет открытых теледебатов, потому что давно подмечено – действующий президент очень слаба на импровизации. Она хорошо читает по бумажке, но когда начинается импровизация, она получается плоховато. В итоге такие депутаты, как Артурас Зуокас, Линас Бальсис надеются построить свою предвыборную кампанию и получить бонусы именно за счет выигрышей на теледебатах.
Металл в голосе нашего президента очень многим не нравится. Ряд интеллектуалов уже открыто заявляет, что идет ресоветизация Литвы. И Грибаускайте ведет страну по пути ресоветизации, в худшем ее варианте.