«Уровень опасности в стране достиг такой степени сложности, что защитить государство только военными средствами больше невозможно», — таков главный тезис доклада, обнародованного на прошлой неделе Министерством обороны Латвии. Публикация этого документа уже вызвала немало вопросов, ведь до недавнего времени латвийские власти уверяли весь мир в высокой боеспособности своих военных.
Сенсационное признание Министерства обороны фактически аннулировало в глазах жителей Латвии все прежние достижения правительства страны в сфере обеспечения безопасности. Ни закупки немецкой и английской техники, ни учения НАТО, ни даже заявления самого главы оборонного ведомства Латвии Раймонда Бергманиса о том, что Латвия является одной из самых безопасных стран мира, больше не актуальны.
Казалось бы, все шло по расписанию, и вдруг — гибридная угроза! Диверсии, спецоперации, кибервойны! Откуда? Какие еще угрозы?
Если речь идет, как водится, о России, то с ней латвийские политики уже давно «покончили». Будучи министром обороны нынешний президент Латвии Раймонд Вейонис уже отчитался. Заявил, что в Латвии существуют спецподразделения, которые немедленно отреагируют на появление диверсантов, уточнив, если они, диверсанты, «будут вооружены».
И тогда, сообщил Вейонис, опять же, «если потребуется», — «мы этих "зеленых человечков" пристрелим». Но пока они ведут себя мирно, с этим «должна справляться полиция безопасности».
И надо отдать должное нынешнему президенту Латвии: свое слово он держит и работу продолжает именно в том ключе, в каком и намечал. В начале июля, к примеру, провозгласил поправки к закону о вузах, которые в числе прочего запрещают реализовать учебные программы на русском языке даже в частных вузах.
Какое это имеет отношение к полиции безопасности и диверсантам? Самое прямое. Взять ситуацию с тем же Александром Гапоненко, которого латвийские власти только недавно под давлением общественности освободили от тюремного заключения под подписку о невыезде. Доктору экономики и известному правозащитнику вменяют три статьи Уголовного кодекса Латвии: разжигание межнациональной розни, антигосударственную деятельность и 81-ю, шпионскую, статью (помощь иностранному государству в его деятельности против Латвии — прим. RuBaltic.Ru).
Прессует же правозащитника как раз полиция безопасности, при том, что ни одного вменяемого объяснения со стороны силовиков нет. Для латвийского законодательства это необязательно. Александр Гапоненко — член Штаба защиты русских школ. Говорит по-русски — значит, «разжигает рознь», состоит в каком-то «штабе» — значит, «российский диверсант».
Налицо всеобъемлющая система обороны, о какой еще защите может идти речь? Точнее будет сказать, на что опять пришла охота потратить деньги? Зачем при такой-то обороноспособности «учитывать практику других стран и характер военных конфликтов и рассматривать возможность строительства публичных бункеров в общественных местах»?
И снова вспоминаем. Как-то премьер-министр Марис Кучинскис заявил о намерении лично обратиться к русскоязычным жителям страны, чтобы разъяснить, как действует на их умы кремлевская пропаганда. При этом Кучинскис отметил, что всем жителям Латвии следует понимать: «В нашей стране единый флаг и единый порядок». Заявить-то заявил, но на деле общаться с русскими все-таки не стал.
Есть мнение, что испугался комментариев: не понял народ про флаг и порядок.
Постоянно проживающих неграждан в Латвии на сегодня около 230 тысяч человек — одна шестая всего населения. Как человеку, всю жизнь прожившему в Латвии без национального паспорта, следует перед разговором с премьером понимать, что в стране единый флаг и порядок? Что такого значимого господин Кучинскис этому негражданину может сказать, если он поражен в правах, не имеет допуска к голосованию и вообще не вхож в государственные структуры?
Что касается непосредственно латышского населения, то каждый пятый после вступления Латвии в ЕС покинул свою Родину в погоне за лучшей долей. Те, кто остался, воевать, как правило, не хотят. А у русских на вопрос о военной угрозе ответ только один: «Моя доктрина — вовремя сдаться!»
Выходит, Латвия — страна отступников и потенциальных дезертиров!
Тем не менее, власть мыслит в совершенно ином русле. И новый доклад главного военного ведомства тому подтверждение: «Государственная оборона должна быть всеобъемлющей и предусматривающей ответственное отношение всех граждан Латвии к государству и его безопасности». Вводить новую доктрину планируется в несколько этапов вплоть до 2024 года. На первом этапе выдвинуты такие задачи, как развитие обороноспособности, преподавание основ государственности в школе.
В общем, деньги есть на что потратить. Но не начнись сейчас в Латвии учения Namejs 2018, так бы и остался тайной за семью печатями вопрос о главном источнике гибридной угрозы.
Нынешняя военно-учебная кампания — крупнейшая с момента восстановления независимости. Маневры будут проходить вплоть до 2 сентября практически по всей территории Латвии. «И людям не нужно беспокоиться, если они неожиданно встретят солдат или бронетехнику», — успокаивает население командующий Национальными вооруженными силами Латвии Леонид Калныньш.
По заверению того же генерал-лейтенанта Калныньша, на учениях будет отточена способность Вооруженных сил защитить Латвию от угроз любого вида.
Между прочим будет учитываться и украинский опыт, а потому в программу учений включены элементы гибридной войны.
В частности, спонтанное возникновение в городах беспорядков с участием вооруженных людей без знаков отличия. «Вначале беспорядки будут подавляться структурами внутренних дел, а затем им на помощь прибудут Вооруженные силы».
Так вот где собака зарыта! В новой военной доктрине речь не о бункерах — власть волнует «опыт событий на Украине». Отработка элементов гибридной войны — это не отлов или отстрел «зеленых человечков», не преподавание основ государственности в школе и не работа со СМИ. Все это успеется! Главный враг не дремлет, и он среди своих: «спонтанное возникновение беспорядков в городах» — вот она, смертельная угроза! И подавлять ее нужно немедленно «структурами внутренних дел, а затем и Вооруженными силами».
К трусливому мышлению латвийской элиты, манере вести диалог и бежать впереди паровоза уже все — и свои, и чужие — давно привыкли. Пустая болтовня и провинциальность здесь возведены в ранг добродетели.
Что ни день, нагнетается атмосфера нетерпимости к России вообще и к русским в частности. Латвийский истеблишмент в принципе не в состоянии молчать, ведь это его работа — привлекать к себе внимание за счет мнимых угроз.
Когда в прошлом году были проведены российско-белорусские учения «Запад» и ничто не свидетельствовало о нависшей над регионом опасности, экс-министр обороны Латвии Артис Пабрикс, ныне евродепутат, тут же выдал: «Проведение этих учений еще раз подтверждает, что Россия пытается готовиться при помощи таких маневров к масштабной войне!»
Спасибо военным: обычному латвийцу наконец становится понятно, о какой все-таки «гибридности» идет речь и где собираются оттачивать свои навыки латвийские силовики.
В учениях Namejs 2018 принимают участие военнослужащие, земессарги, сотрудники МВД, представители союзных армий — всего почти 10 тысяч человек. Для запланированных маневров используются дислоцированные в Лиелварде американские вертолеты, тяжелая и легкая моторизованная техника, беспилотные летательные аппараты.
Среди прочего оттачивается ликвидация «спонтанных беспорядков в городах». А ведь именно об этом сценарии говорил правозащитник Александр Гапоненко еще в апреле, за несколько дней до заточения в тюрьму. Вслед за его арестом люди в масках начали хватать журналистов прямо на улице, и в Латвии это уже норма.
Вот, оказывается, о какой гибридной угрозе болит голова у латвийских политиков. Передумал находчивый премьер-министр Латвии Марис Кучинскис «начать лично обращаться к русскоязычным жителям страны с разъяснениями, как действует на умы пропаганда Кремля». Видно, у этой, пропагандистский машинки слабая батарейка. Впору о «едином в стране флаге и едином порядке» вбивать латвийцам кнутом.