В Киеве снова рассматривают возможность постройки оборонительного вала на границе с неподконтрольной частью Донбасса. Возникает несколько логичных вопросов. Главный из них: возведение стены ведь означает фактическое признание независимости Донецка и Луганска. Кроме того, способна ли нынешняя Украина реализовать столь масштабный проект?
У главы государственной пограничной службы Сергея Дейнеко журналист поинтересовался судьбой распиаренного бывшим премьером Арсением Яценюком проекта «Стена». Главный пограничник сначала удивился: «Нет никакого проекта "Стена"».
Но все же ответил, что есть инженерное оборудование участка границы с Россией, и на него собирались потратить от 2,5 до 4,5 млрд гривен (92,6–116,7 млн долларов по нынешнему курсу). На данный момент освоено 1,7 млрд (63 млн долларов).
«Насколько правильно освоено, тяжело судить, потому что много работ провели в 2015–2019 годах, а я на должности с июня 2019 года», — пояснил Дейнеко.
Далее он рассказал, что на 2020 год запланировано финансирование на уровне 400 млн гривен (14,8 млн долларов), выделено пока 37,2 млн (1,4 млн долларов), а освоено всего 2,9 млн (107 тысяч долларов).
«Очень много моментов можно решить по линии международной технической помощи. Если нам помогут, то можно существенно снизить стоимость работ», — прокомментировал Дейнеко.
Странно, конечно, что на Украине кто-то ищет возможности удешевления проекта — обычно, наоборот, накручивают, чтобы можно было снять больше «навара».
Комментируя ситуацию с дорогим долгостроем, замдиректора Украинского центра социальной аналитики Валерий ПЕСЕЦКИЙ «посочувствовал» главному пограничнику, ведь так, как раньше, уже не поворуешь.
«Злые языки шутят, что свой первый миллиард Яценюк украл именно на строительстве этой стены. Вероятно, Дейнеко тоже очень хочется поучаствовать в отлаженной схеме, только вот времена кардинально переменились.
При Арсении Петровиче общественное мнение было напугано зомбированием звучавшего из всех утюгов клише "Путин завтра нападет!", верило этому и потому поддерживало казнокрада.
А теперь подавляющее число украинцев понимает, что их так разводят, и под этим предлогом они разворовывают и без того скудный госбюджет.
Естественно, в условиях, когда вся планета занята эпидемией, падением финансовых и нефтяных рынков, Украина отошла на 220-е место в мировой повестке, поэтому необходимо как-то напоминать о себе, создавать надуманные инфоповоды. Инициатива Дейнеко — в их числе, но она абсолютно бесплодна: приоритеты сейчас у страны и мира иные: выжить, не захлебнуться от последствий мирового кризиса. И планете не до Украины с ее претензиями на мироцентризм своих проблем.
Мой прогноз: в результате всей этой турбулентности мировых процессов ЛДНР могут де-факто получить независимый статус.
Причина проста: любая проблема требует ресурсов для поддержания ее в актуальном состоянии. А они сейчас в дефиците, и бросать их на поддержание спора Киева с Москвой вокруг ЛДНР никто не будет.
Судьба инициативы Дейнеко это хорошо покажет. Поэтому я надеюсь, что мировой кризис невольно принесет в Донбасс долгожданный мир и высокую степень самостоятельности в самоопределении», — дал позитивный прогноз Песецкий.
По мнению эксперта Украинского института анализа и менеджмента политики Даниила БОГАТЫРЁВА, когда на Украине говорят о всевозможных «стенах», всегда надо понимать, что подобные проекты нацелены, в первую очередь, на присвоение государственных средств, как это и было со «стеной Яценюка».
«Именно поэтому не стоит беспокоиться о том, как заявление Дейнеки повлияет на процесс мирного урегулирования в Донбассе, потому что никакой стены в итоге все равно не будет, даже если по документам там возведут оборонительный вал высотой в три этажа.
Что же касается вопросов контрабанды через линию соприкосновения, то тут нужно понимать, что она происходит, в основном, не в чистом поле, где может быть поставлена злополучная стена, а через вполне легальные пункты пропуска, которые не будут закрыты даже в случае постройки "оборонительного вала". Поэтому любые подобные "стены" — лишь профанация и отмывание денег», — подытожил эксперт.
Официальный представитель ЛНР в политической группе на Минских переговорах Родион МИРОШНИК отметил, что постройка заграждений по линии соприкосновения с учетом военных действий — вариант крайне сложно реализуемый.
«Стену они могут начать строить как раз по административным границам Луганской и Донецкой областей, что и является границами республик. Ну а после этого официально признавать факт их независимости.
А сами заявления о стенах и отгораживаниях — это демонстрация неспособности выполнить международные обязательства. Для нынешней украинской власти, оказывается, легче отрезать значительную часть территории, чем договариваться с населением, которое они регулярно пытаются называть своим, но считают чужаками и политически неблагонадежными, а потому обстреливают и боятся их присутствия во внутренней политике.
С точки зрения безопасности это проект бесполезный, предназначенный только для воровства денег. Глава МВД Арсен Аваков, который курирует пограничную службу, это прекрасно знает и умеет», — заявил Мирошник.
Директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел РУДЯКОВ прямо сказал, что стену никто строить не станет, а если на проект выделят средства, то их снова разворуют.
«Стена — это мифический образ, своего рода пароль, по которому свой должен узнавать своего. Причем даже не столько внутри власти, сколько по линии власть — иностранные кураторы», — пояснил Рудяков.
Итак, главный пограничник Украины признался, что на финансирование «грандиозного оборонительного вала» в этом году запланирована смешная сумма, а фактически выделено и вовсе чуть больше 9%. Впору задаться знаменитым вопросом Владимира Высоцкого: «Где деньги, Зин?»
Кроме того, отгораживание неподконтрольной территории будет иметь политические последствия: признание, что в глазах украинских политиков Донбасс больше не является Украиной.
Несмотря на Минские соглашения, формулу Штайнмайера, переговоры в «нормандском формате», Киев фактически признает самопровозглашенные республики.