МИД России выступил с протестом против дислокации тяжёлой военной техники в Центральной и Восточной Европе, назвав это нарушением основополагающих соглашений между Россией и НАТО. На этот протест отреагировали представители Литвы, по мнению которой нарушать соглашения с Россией для стран НАТО – правильно, потому что Россия первой нарушила международное право. Однако после распада СССР международное право, благодаря монополии США на право безнаказанно его нарушать, стало такой условностью, что не Литве, поддерживавшей все без исключения случаи нарушения американцами международного права, заявлять о соблюдении международных соглашений.
«Хотелось бы надеяться, что заокеанские архитекторы нового издания "холодной войны" всё же осознают риски и негативные последствия форсированной милитаризации одного из самых спокойных с военной точки зрения регионов мира», – заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова по поводу планов Североатлантического альянса разместить тяжёлую военную технику в странах Центральной и Восточной Европы. По мнению российского внешнеполитического ведомства, дислокация тяжёлых вооружений в регионе «будет граничить с нарушением ключевого положения Основополагающего акта Россия – НАТО от 1997 года, в соответствии с которым Альянс взял обязательство не размещать существенные боевые силы на территории упомянутых стран на постоянной основе».
На заявление российского МИД сочли нужным ответить в Литве – стране, являющейся самым активным лоббистом нарушения Основополагающего акта 1997 года и размещения в Польше и Прибалтике постоянных сухопутных баз НАТО.
«Я думаю, что прежде всего Россия должна понять, что мы являемся членами НАТО и для обеспечения своей обороноспособности мы должны обладать соответствующей готовностью и вооружениями. НАТО взял на себя обязательство помогать членам, и нынешние решения являются адекватными вокруг сложившейся ситуации, которую создала сама Россия, нарушив соглашения Россия – НАТО, – прокомментировал слова Марии Захаровой министр обороны Литвы Юозас Олекас. – Эти соглашения предусматривали необходимые для того времени условия, однако в них не шла речь о том, что Россия осуществит агрессию в Грузии или Украине».
Аргументация главы литовского оборонного ведомства сродни аргументации Паниковского и Шуры Балаганова – «А ты кто такой?». Страны НАТО имеют право нарушать соглашения с Россией, и Россия не имеет права против этого протестовать, потому что она свои соглашения уже нарушила.
При этом сам факт того, что Литва – это страна НАТО и её министры выступают от имени Североатлантического альянса, доказывает, что все международные соглашения были нарушены Альянсом за много лет до того, как Россия вновь начала претендовать на особую роль в мировой политике.
Первоначальное «джентльменское соглашение» сделало возможными мирный роспуск Организации Варшавского договора, моментальное и беспрепятственное объединение Германии и вывод советских/российских войск из стран Центральной и Восточной Европы. За всё это западные лидеры давали советскому руководству свои личные гарантии отказа от расширения НАТО на восток. Раз уж НАТО отказывался распускаться вслед за ОВД ввиду окончания холодной войны и превращения Москвы из стратегического противника в стратегического союзника, то Восточная Европа как минимум должна была стать нейтральной полосой между Альянсом и Россией.
И гарантии того, что она ей станет, были Михаилу Горбачёву даны. А нарушено соглашение с Москвой было всего несколько лет спустя – осенью 1995 года, когда было официально заявлено о планирующемся расширении НАТО на восток. Вплоть до самых границ России, проходивших по территории Прибалтики. Россия на тот момент позиционировала себя стопроцентно западной страной и не давала ни малейшего повода приближать к своим границам военно-политические блоки. И почему после этого западные авторы удивляются росту антизападных настроений в российском обществе в последние два десятилетия?
Это к разговору о том, кто начал нарушать международные соглашения. Впрочем, одно дело соглашения – устные дипломатические договорённости, и другое дело соглашения, являющиеся частью международного права.
В этом отношении американским «ястребам» и союзным им европейским сателлитам, вовсю поддерживавшим все случаи показательного попрания международного права, после распада СССР нет и не было равных.
Бомбардировки Югославии Альянсом были попранием международного права. Провозглашение независимости Косова с его последующим признанием странами НАТО (включая Литву, которая теперь так борется за соблюдение международного права) было попранием международного права.
Попранием всего и вся было вторжение американцев в Ирак с уничтожением его государственности, повешением президента, многолетней военной оккупацией. Свою долю ответственности за это преступление несут и страны американской коалиции, поддержавшие авантюру своего главаря и показательно отправившие своих солдат в Ирак, – среди них была и Литва. Литва была одной из тех семи отчаянно смелых союзников США, которые в 2013 году призвали бомбить Сирию без мандата Совета Безопасности ООН. Она поддержала уничтожение Ливии – самой богатой и успешной страны африканского континента, бывшей естественной заслонкой на пути эмиграции из тропической Африки в Европу. Так же, кстати, как и режим Саддама Хусейна в Ираке был естественной заслонкой на пути в Европу исламского экстремизма – он один гарантировал безопасность европейцев и освобождал Европу от грязной работы по борьбе с террористами.
Поэтому нынешние заявления представителей Литвы о необходимости размещения сухопутных баз НАТО в Восточной Европе – продолжение всё той же многолетней политики разрушения международного права.
Хотя там и разрушать-то, по сути, уже нечего: усилиями Соединённых Штатов и их клиентелы от международного права на практике остались одни лохмотья.