Белорусско-литовские отношения уже давно не являются образцом дипломатии, однако общественные организации и местные власти с обеих сторон ищут возможности для диалога вопреки официальной позиции правительств. На минувших выходных этим поиском были заняты эксперты, политики и бизнесмены в рамках Первого гражданского форума Литвы и Беларуси. Об интересах литовского и белорусского бизнеса, о двусторонних отношениях «после БелАЭС» и о шансах Вильнюса укрепить свой суверенитет аналитический портал RuBaltic.Ru побеседовал с одним из участников прошедшего форума, политологом Петром ПЕТРОВСКИМ.
— Г-н Петровский, форум Беларуси и Литвы «Что нас объединяет?» проходил впервые. Кто выступил в роли инициатора этого мероприятия?
— Инициаторами форума стали органы самоуправления города Клайпеда и местные логистические и стивидорные компании, в том числе с белорусским капиталом. Это та часть литовских управленцев и бизнесменов, которая недовольна нынешним состоянием отношений между Вильнюсом и Минском. В роли протектора самого форума выступил мэр города Клайпеда Витаутас Грубляускас.
— С чем, на Ваш взгляд, связана такая активность литовской стороны в целом и властей Клайпеды в частности?
— На мой взгляд, желание провести такой форум возникло не случайно. Клайпеда в плане политической культуры значительно отличается от остальной части Литвы: там, как правило, у власти находятся либералы в союзе с русскими партиями. Это как раз те силы, которые зависят от рынка Балтийского моря и выступают за прагматичные экономические отношения.
В следующем году в Литве пройдут тройные выборы: президента, Европарламента и местных муниципалитетов. По итогам этих трех кампаний мы увидим смену власти. Влияние действующего президента и ландсбергистов из партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» остается довольно весомым, однако наблюдается и некоторая усталость общества от их риторики.
Альтернативой им являются социал-демократы и либералы, которые в ходе ближайших выборов могут поддержать независимого кандидата, выступающего за отказ от нынешней идеологизированной позиции Литвы во внешней политике.
На фоне этих обстоятельств деловые круги Клайпеды демонстрируют свою прагматичную позицию и желание нормализовать отношения с Республикой Беларусь.
С другой стороны, не стоит забывать, что в информационном пространстве Литвы негативно освещаются события, связанные с участием Беларуси. Организаторы форума это прекрасно понимают, а потому за счет проведения такого мероприятия они стремились показать остальной части литовского общества, что Беларусь — это адекватный партнер, с которым можно и нужно договариваться. Могу сказать, что эта попытка прорвать информационную блокаду удалась: работа нынешнего форума освещалась не только местным телевидением, но и центральными СМИ Литвы.
— Эта блокада ведь во многом связана с позицией литовского правительства по Белорусской АЭС. Судя по выступлению делегации Литвы на недавнем заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы, в Вильнюсе никто и не думает идти на компромисс по данному вопросу, хотя у экспертов из сферы энергетики нет претензий к строящейся станции. Можно ли добиться реальной нормализации двусторонних отношений в этих условиях?
— Позиция Литвы по строительству БелАЭС связана с провалом собственной атомной программы, которую власти страны решили красиво замаскировать референдумом 2012 года. В итоге граждане проголосовали против возведения новой АЭС на территории Литвы. С другой стороны, мы видим проект такой станции по другую сторону литовско-белорусской границы, и там строительство планомерно движется к завершению.
Причем власти Беларуси активно привлекают профессиональные кадры с закрытой Игналинской АЭС. То есть сам проект БелАЭС предусматривает вовлечение литовских трудовых ресурсов в работу будущей электростанции, что является имиджевым ударом для Литвы.
Понятно, что литовская сторона в лице президента Дали Грибаускайте и ландсбергистов, которые находились у власти в период запуска белорусской атомной программы, очень иррационально реагирует на инициативы Минска. К нынешнему моменту за Беларусью закреплен образ угрозы, благодаря которому власти Литвы могут играть на общественном сознании. Это известный политический прием, необходимый для мобилизации электората перед образом врага.
Тем не менее эти манипуляции не влияют на ход строительства самой БелАЭС: станция все равно будет введена в строй. При этом власть в самой Литве, скорее всего, сменится после грядущих тройных выборов. И тогда возникнет вопрос: оставаться ли новому руководству заложником этого противостояния с Беларусью или же искать возможности для сотрудничества? В беседах с литовскими экспертами я понял, что у них есть желание найти конструктивное решение.
Однако пока не пройдут выборы и станция не войдет в строй, в белорусско-литовских отношениях проект БелАЭС нужно вообще вынести за скобки.
Этот вопрос сейчас не имеет решения, поэтому до 2021 года о нем нужно забыть. Потом, когда обе стороны встанут перед фактом существования Белорусской атомной электростанции, мы сможем поставить вопрос о другом — о создании совместной трансграничной системы безопасности. Если литовская сторона беспокоится по поводу функционирования АЭС, пускай включается в совместную работу.
— Кроме этого, в «долгом ящике» белорусско-литовских отношений есть еще одна проблема. Многие годы Вильнюс критикует внешнеполитический курс Минска на интеграцию с Россией, а также саму модель белорусского государства. В свою очередь, в Беларуси скептически относятся к стремлению Литвы примерить на себя роль демократизатора стран бывшего СССР. Судя по нынешним настроениям литовских и белорусских экспертов, это противоречие может быть решено?
— У экспертов из среды евроатлантистов действительно имеются взгляды, согласно которым высококультурное общество и государство Литвы должно обучать белорусов демократии. Однако экономическая база диктует совершенно иные условия. Литва всегда была лишь платформой, на которой выстраивалась сеть неправительственных организаций в поддержку демократии в Беларуси. Сами же доноры этих организаций — США и отдельные страны Евросоюза — сейчас заинтересованы именно в конструктивном взаимодействии с белорусскими властями. Так что наиболее радикальным экспертам из Литвы придется изменить свою позицию, чтобы не потерять финансирование.
Более того, изменилось понимание термина «демократия» и в самих странах Запада.
Есть Виктор Орбан в Венгрии, партия «Право и справедливость» в Польше, Австрийская партия свободы в союзе с Народной партией в Австрии. Есть, в конце концов, Дональд Трамп в США. Эти политические силы сами далеки от либеральной демократии. Поэтому говорить о том, что Беларусь нужно демократизировать, бессмысленно. Сегодня, в первую очередь, стоит задача перевести белорусско-литовские отношения в прагматичное русло.
— Что обе стороны могут предложить друг другу уже сейчас?
— В первую очередь, необходимо вовлекать Литву в общеевразийские интеграционные проекты. Литовские бизнесмены, к сожалению, не владеют информацией о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), инициативе «Один пояс и один путь». При этом они заинтересованы в этих проектах, поскольку прекрасно понимают: либо литовские компании сами возьмут грузы из ЕАЭС и Китая, либо этот бизнес уйдет в другие порты Балтийского моря.
На форуме мы представили ряд аналитических материалов о функционировании ЕАЭС, что вызвало большой интерес у литовских коллег. Власти города Клайпеда поставили перед собой задачу создания центра восточных и евразийских исследований. Он будет ориентирован на изучение и конкретную проработку проектов сотрудничества правительства и промышленных компаний Литвы со странами Евразийского союза и инициативы «Один пояс и один путь».
Сегодня Брюссель желает урезать финансирование стран Балтии, а потому властям Литвы необходимо позаботиться о диверсификации собственной экономики и загрузке своего ключевого порта.
Не секрет, что экспорт литовских предприятий более чем на 80% завязан на страны Евросоюза. Привлечение партнеров из ЕАЭС и Китая могло бы помочь диверсифицировать национальную экономику и укрепить суверенитет Литовского государства. Работать над этим нужно тонко, дипломатично и без всякой спешки.
— Какие основные барьеры существуют для нормализации белорусско-литовских отношений, помимо вышеупомянутой идеологической и информационной блокады Вильнюсом своего восточного соседа?
— Во-первых, это слабая информированность литовских коллег об экономических проектах ЕАЭС. Во-вторых, это устаревшая таможенная база Литовского государства, из-за которой скапливаются большие очереди на пограничных пунктах пропуска. В-третьих, нормальные взаимоотношения Литвы и Беларуси невозможны без постоянной коммуникации властей и экспертного сообщества обеих стран.
К сожалению, эта коммуникация сегодня сведена к каким-то историческим проблемам. Даже на нынешнем форуме в Клайпеде 50% времени было уделено темам, связанным с прошлым. Для литовского общества история до сих пор является очень важным и даже централизующим элементом самосознания. В свое время эта привязанность к прошлому заменила литовцам коммунистическую идеологию.
— Беларусь и Литву ведь действительно объединяет огромный пласт истории и общей культуры. Однако в 1990-е годы наблюдался некий передел этого «имущества», который отчасти продолжается до сих пор. Может ли история быть надежным фундаментом для нынешних отношений двух стран?
— Может, но при условии, что мы будем расширять контекст, а не копаться лишь в узкой проблематике своего региона. Имеет смысл изучать историю Великого княжества Литовского в евразийском контексте, в том числе логистическую историю ВКЛ и взаимодействие наших предков с азиатскими цивилизациями.
То есть необходимо ориентироваться на конкретные политэкономические вопросы, а не на создание мифов.
Если мы сможем перевести вектор дискуссии в практическую сторону и избавиться от сомнительных вопросов исторической памяти, нам удастся перестроить взаимоотношения двух стран. Литва от этого только выиграет, ведь из европейского тупика она превратится в мост, который связывает Европейский союз с Евразийским.