×
Политика Политика

Литва — Польша: уроки двусторонних отношений

Источник изображения: http://ru.delfi.lt/

Убедительная победа польских консерваторов во главе с Я.Качинским на парламентских выборах вызвала широкую реакцию как в политических, так и политологических кругах Литвы. Президент Литвы Д.Грибаускайте выразила надежду на сохранение конструктивного сотрудничества в сфере энергетики и безопасности. Вместе с тем глава государства отказалась рассуждать на тему о возможном росте напряженности в отношениях Вильнюса и Варшавы по вопросу национальных меньшинств. В свою очередь министр иностранных дел Л.Линкявичюс заявил о том, что проблемы, которые поднимаются политиками польского национального меньшинства, «не должны создавать напряженности с будущим правительством Польши и препятствовать сотрудничеству в областях безопасности и энергетики».

Чем вызвана такая сдержанная реакция по итогам выборов в Польше?

По мнению профессора каунасского университета Витаутаса Великого Ш.Лейкиса, Вильнюсу будет трудно разговаривать с консерваторами из партии «Порядок и справедливость», так как сегодня она состоит совершенно из иных политиков, нежели те, которые заботились о теплых отношениях с Литвой более десяти лет назад. Как отметил политолог, пришедшее к власти новое поколение политиков ориентировано, прежде всего, на «собственные ценности и защиту своих интересов». В связи с чем стоит ждать активной реакции новой власти, озвучившей один из приоритетов — оказание поддержки полякам за рубежом, на «различные возмущения поляков Литвы, их петиции и просьбы».

О том, что отношения между Вильнюсом и Варшавой трансформируются не в лучшую сторону, свидетельствует и первый зарубежный визит недавно избранного президента Польши А.Дуды в Эстонию, который местные политики и политологи восприняли как следствие текущего состояния польско-литовских двусторонних отношений.

Можно с уверенностью предположить, что новая польская власть сфокусируется на решении комплекса застарелых проблем двусторонних отношений, которые, несмотря на многочисленные публичные обещания литовских властей, так и остались нереализованными. Центральным вопросом станет тема притеснения польских меньшинств (оригинальное написание польских фамилий в официальных документах, политика ассимиляции поляков через сворачивание школьного образования на родном языке и т.д.). Варшава не только активизирует двусторонний диалог по данной теме, но и будет активно использовать площадку Европарламента для того, чтобы обязать Вильнюс выполнять европейские рекомендации в области защиты национальных меньшинств.

Если еще в 2014 г. Д.Грибаускайте на парламентской сессии ЕС могла позволить себе заявления об отсутствии каких-либо нарушений в области дискриминации национальных меньшинств и публично выяснять отношения с польскими парламентариями, то при нынешней конфигурации власти это будет проблематично. На тот момент слова главы литовского государства были опровергнуты польской стороной на основе выводов ряда европейских организаций. В частности, организация Freedom House (2013 г.) заявила о том, что дискриминация этнических меньшинств в Литве остается проблемой, особо заострив внимание на том, что ученики из этнических меньшинств обязываются сдавать наряду с литовскими учениками школьные экзамены по единому литовскому стандарту. Правозащитная организация Amnesty International в своих отчетах регулярно указывает на то, что Литва до сих пор не ратифицировала Протокол № 12 Конвенции по защите прав человека и фундаментальных свобод, которая запрещает все формы дискриминации. Резолюция комитета министров Совета Европы по выполнению Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств до сих пор остается без внимания литовских властей. В ней, в частности, констатируется отсутствие в Литве четкого и связанного правого регулирования по защите национальных меньшинств, многочисленные препятствия на пути получения школами национальных меньшинств государственных средств, недостаточное финансирование, невнимание к сохранению культуры и идентичности нацменьшинств, а также необоснованность ряда решений литовских судов, противоречащих Рамочной конвенции.

После такой детальной аргументации польских парламентариев главе литовского государства ничего не оставалось, как публично обвинить их в попытке ее международной дискредитации.

Польша на протяжении многих лет безуспешно добивается через своего проводника — Избирательную акцию поляков Литвы (200 тыс. поляков проживает в Литве — 6,5% населения страны) — выполнения литовскими властями взятых на себя обязательств по принятию закона об оригинальном написании польских имен. Вильнюс использует данную тему в качестве торга в зависимости от конкретной внешнеполитической и экономической конъюнктуры. Так, очередные разговоры о необходимости его принятия были инициированы лидером социал-демократов, премьер-министром А.Буткявичюсом в мае текущего года. На тот момент «добрая» воля литовской стороны была, очевидно, обусловлена опасениями, что Польша в качестве давления может сорвать сроки утверждения финансирования со стороны ЕС строительства стратегически важной для Литвы газовой смычки между двумя странами, что позволит окончательно разделаться со статусом «энергетического оазиса» и интегрироваться в единый европейский газовый рынок (к 2020 г.). Как только Еврокомиссия утвердила необходимые параметры финансирования проекта, сам собой снялся и вопрос рассмотрения Сеймом законопроекта, который был в очередной раз отправлен на доработку. Что же касается выданных премьером А.Буткявичюсом (в апреле 2014 г.) в ходе встречи с его польским коллегой Д.Туском обещаний, где литовец заверил польскую сторону, что принятие законопроекта — это «вопрос нескольких месяцев», то про них успешно забыли.  

Литовские власти, отложив в очередной раз законопроект на осеннюю сессию текущего года, по всей видимости, делали ставку на преемственность по итогам октябрьских парламентских выборов устраивающей их умеренной партии Реформ Б.Комаровского. В итоге победили воинствующие консерваторы.

Варшава еще с 2014 г. стала посылать Вильнюсу четкие сигналы, что более не намерена довольствоваться пустыми обещаниями. На официальном уровне вице-спикер польского парламента Ц.Грабарчик в ходе своего визита в Вильнюс в марте 2014 г. прямо заявил о том, что отсутствие закона о национальных меньшинствах является нарушением прав польской диаспоры, а также поднял вопрос судебного преследования за двуязычное написание наименований улиц в местах компактного проживания польского меньшинства.

В ответ на продолжающееся игнорирование Польша приняла решение дистанцироваться от литовской политики в области региональной безопасности, избрав в качестве приоритета «собственные национальные интересы, а не судьбу Украины». Тем самым был нанесен ощутимый удар литовской дипломатии, навязывающей на всех международных площадках — с целью подрыва Минских соглашений по мирному урегулированию военного конфликта на Украине — конфронтационный «общеевропейский» тезис: «агрессия России против Украины — угроза всему ЕС». Следующим конкретным шагом Варшавы стало президентское вето на закон о региональном языке этнических и национальных меньшинств, который был призван узаконить использование языка нацменьшинства на уровне воеводств (литовцы — 6 тыс. человек или 0,02% от всего населения Польши).

По всей видимости, поляки хорошо усвоили уроки двусторонних отношений в различных областях и запомнили заявления Д.Грибаускайте, не раз выступавшей против узаконивания двуязычных табличек, о том, что «дружбу нельзя покупать путем потворства». 

Сегодняшнему прагматизму Варшавы, безусловно, способствовала и история со скандальным приобретением у литовских властей Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода, чья конечная стоимость в два раза превысила конкурентные предложения, составив 2,4 млрд долларов США. Мало того, что Польша получила неликвидный актив (в связи с остановкой прокачки сырья по трубопроводу «Дружба»), так еще Литовские железные дороги (контроль государства) отказались предоставить ранее согласованный в качестве одного из условий покупки льготный железнодорожный тариф на грузовые перевозки. Попытка Польши переориентироваться на более дешевую логистику через порты Вентспилса, Риги, Лиепаи была встречена настоящей блокадой. Железнодорожники под предлогом неотложного ремонта разобрали 19 км пути на прямой ветке Мажейкяй — Ренге (Латвия), что удлинило дорогу до Вентспилса на 80 км, сведя практически на «нет» выгоды латвийского транзита. Литва в очередной раз на высоком уровне пообещала Польше решить данную логистическую «проблему», но с 2010 г. дела так и не сдвинулись с мертвой точки.

Приход новых польских властей не сулит ничего хорошего Литве. Нежелание Д.Грибаускайте, отвечающей за формирование внешнеполитического вектора, использовать второй срок для нормализации двусторонних отношений окончательно подорвало доверие партнеров, которые перешли от слов к делу. Похоже, двусторонние отношения имеют все шансы выйти на новый уровень, где накопившийся конфликтный потенциал проявит себя в полной мере.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Статья доступна на других языках:
Новости партнёров