Министр обороны Латвии Артис Пабрикс призвал соотечественников чтить память латышских легионеров СС, которые в годы Второй мировой войны воевали на стороне Гитлера. Пабрикс считает: пришло время назвать вещи своими именами и сказать, что эсэсовцы были сознательными борцами с советским режимом, а не жертвами объявленной нацистами насильственной мобилизации. Министр обороны, популярно выражаясь, «спалил» Латвию: теперь Россия и другие страны, в которых творил свои преступления Латышский легион СС, имеют право требовать компенсации.
На днях министр обороны республики принял участие в мероприятиях у населенного пункта Море, где в годы войны 19-я латышская дивизия СС держала оборону против Красной Армии, тем самым препятствуя изгнанию нацистов из Риги.
Политики национального масштаба на подобные торжества обычно не ходят. Пабрикс не только пришел, но и произнес скандальную речь.
«Наш долг — до глубины души чтить этих патриотов Латвии, — заявил министр. — Будем чтить память павших легионеров, не позволим никому ее опорочить. Латвийские легионеры — гордость латышского народа и государства».
Слова Пабрикса дополняет информационная справка министерства обороны Латвии.
Пресс-служба ведомства напоминает, что «солдаты латышского легиона бились на своей земле с превосходящими их в десять раз силами противника, две недели сдерживали на этом оборонительном рубеже у Сигулды продвижение советских частей на Ригу».
В общем, занимались богоугодным делом — воевали за «независимость» Латвии. О нацистской оккупации почему-то никто не вспоминает.
Выводы напрашиваются сами собой. Если латышские легионеры, сражаясь с Красной Армией на подступах к Риге, совершили подвиг, то и других гитлеровцев можно назвать героями. Они же делали принципиально то же самое — защищали от «красных» столицу прибалтийской республики.
Фельдмаршала Фердинанда Шёрнера — командующего группой армий «Север» и одного из любимчиков фюрера — за «особые заслуги» перед Латвией не мешало бы посмертно представить к какой-нибудь государственной награде.
Неоспоримость этой логики доселе заставляла латышский истеблишмент смотреть на проблему эсэсовцев под другим углом. Акцент делался на то, что руководство Третьего рейха насильственно мобилизовало мирных латышских парней с крестьянских хуторов и чуть ли не под прицелом автоматов заставляло их присягать на верность Гитлеру.
Показательна в этом плане «Декларация о латышских легионерах во Второй мировой войне», принятая Сеймом республики в 1998 году.
В ней подчеркивается, что само появление латышского добровольческого легиона СС — это преступление немецкой администрации.
«Оккупационные власти обоих государств (СССР и Германии — прим. RuBaltic.Ru) призывали граждан оккупированной Латвии в свои вооруженные силы и включали в различные полувоенные формирования. За уклонение грозило заключение в концентрационные лагеря или смертная казнь. В результате гражданам Латвии во Второй мировой войне пришлось воевать друг против друга», — говорится в документе.
Так почему латышей-красноармейцев никто не винит в поддержке «кровавого сталинского режима», а легионеров СС винят в поддержке Третьего рейха? Составителей декларации очень тревожила эта несправедливость, хотя и они признали, что далеко не все эсэсовцы были мобилизованы принудительно.
«Некоторая часть граждан Латвии действительно вступила в латышский легион добровольно, но это произошло потому, что СССР в 1940–1941 годах осуществлял в Латвии геноцид, — читаем в декларации. — Сотни людей были застрелены без судебного приговора, десятки тысяч были депортированы в отдаленные районы СССР. Германия в это время тоже допускала военные преступления и геноцид в Латвии, но они затронули граждан Латвии в гораздо меньшей степени. Поэтому часть граждан Латвии считала, что, вступая в легион, они защищают себя и свои семьи от новых массовых репрессий со стороны СССР, которые позднее действительно последовали».
Формулировка более чем аккуратная: часть граждан Латвии считала, что защищает себя и свои семьи. Дескать, мы не утверждаем, что это истина в последней инстанции. Утверждает Пабрикс.
В его картине мира бойцы 19-й латышской дивизии СС — безоговорочные герои, гордость нации. При этом о насильственно мобилизованных легионерах министр обороны не сказал ни слова.
В Латвийском антинацистском комитете (ЛАК) упомянутую декларацию недавно потребовали отменить на том основании, что она нарушает законодательство республики. Речь идет об уголовной ответственности за оправдание, отрицание или пренебрежение преступлениями нацистской Германии или СССР на территории Латвии. По мнению ЛАК, утверждение о «гуманности» нацистов по сравнению с коммунистами прямо подпадает под действие этой статьи.
Заявления Пабрикса тоже не мешало бы изучить юристам. Министр обороны не случайно забывает упомянуть о принудительной и преступной мобилизации латышей. Собственно, а была ли она преступной, если бойцы дивизий ваффен СС, по мнению Пабрикса, все делали правильно?
То есть и руководство Третьего рейха за решение о формировании этих частей заслуживает не порицания, а похвалы.
Ведь получается, что без «мудрого» нацистского командования не было бы «гордости латышского народа и государства», не так ли?
В общем, с декларацией действительно пора что-то делать. Или с Пабриксом. Но никто из коллег его до сих пор не одернул, не порекомендовал для приличия дополнить свою речь стандартным тезисом о насильственной мобилизации латышских легионеров. Видимо, официальная Рига к министру обороны никаких претензий не имеет.
В таком случае, свои вопросы имеют право задать Россия, Польша и Беларусь.
Несмотря на утверждение, что латышские легионеры «никогда не участвовали в гитлеровских карательных акциях против мирных жителей», современным историкам хорошо известно о военных преступлениях 15-й и 19-й дивизий.
Непосредственное участие «патриоты Латвии» принимали, к примеру, в карательной антипартизанской операции «Зимнее волшебство» на севере Беларуси и в Псковской области, в сожжении деревень Витебской области, в расстрелах мирных жителей под Новгородом и так далее. В Польше латышских легионеров помнят по так называемой трагедии в Подгае. Здесь 31 января 1945 года они сожгли живьем 32 пленных польских солдата.
Латвия, разумеется, всеми силами старается «отмазать» от этих преступлений своих эсэсовцев. Но есть и запасной выход: Латышский легион формировали оккупационные немецкие власти. Следовательно, они и несут ответственность за военные преступления легионеров.
Откровения Пабрикса меняют картину.
Если бойцы латышского легиона СС — это «гордость латышского народа и государства», то и отвечать за их «подвиги» обязана Рига.Поэтому после скандального и не дезавуированного выступления латвийского министра обороны у Польши, России и Беларуси есть все основания требовать от прибалтийской республики компенсации за военные преступления, совершенные ее «патриотами».