В рамках ежегодной сессии ОБСЕ в Варшаве активисты общественного движения «Парламент непредставленных» и Движения европейских русских провели круглый стол на тему «Предотвращение агрессивного национализма, расизма и шовинизма против национальных меньшинств в постсоветских государствах». Об изменениях ситуации с положением русского населения в Латвии и о том, какие проблемы обсуждались на круглом столе, порталу RuBaltic.Ru рассказала общественный омбудсмен и кандидат в депутаты латвийского Сейма от Русского союза Латвии Елена БАЧИНСКАЯ:
- Г-жа Бачинская, какие настроения доминируют на проходящей в данное время сессии ОБСЕ в Варшаве?
- Тон на данной сессии, как и в мировом масштабе, задают события на Украине. Они влияют сейчас на политические процессы во всём мире. Повсеместно наблюдаются антироссийские и антирусские настроения. Такую ситуацию, в большей степени, нагнетают государства, поддерживающие геополитическую позицию США.
- Влияет ли конфликт на Украине на положение русских в Латвии?
- Однозначно влияет! Положение латвийских русских можно охарактеризовать как «на грани». В Латвии становится страшно быть русским. Если ты озвучиваешь свою русскую культурную позицию, тебя тут же определяют как «путиниста», «руку Москвы», «агента влияния Кремля». И это ещё самые безобидные, ничем не подкреплённые и не доказанные обвинения.
Самое ужасное сейчас, что латвийская правящая элита бежит впереди паровоза. Может, по своему желанию, но скорее по инициативе своих хозяев. Например, в связи с тем, что среди населения Латвии есть люди, открыто высказывающиеся против военных действий на Украине, против убийства мирного населения и за прекращение войны (а некоторые даже отправляются добровольцами на Донбасс и организовывают сбор гуманитарного груза), пару недель назад министр внутренних дел создал комиссию, которая должна дать оценку возможности с позиции национального государства Латвия применить к сепаратистам Украины (каковыми они признаны в международном сообществе) определение «террористы». Это позволит местной власти привлекать собственных граждан и неграждан к уголовной ответственности по очень тяжкой статье «за пособничество терроризму». Всё это происходит в наши дни, в небольшой европейской стране, одна «беда» которой - общая граница с Россией.
- Может ли ОБСЕ действительно оказать содействие в разрешении этнического конфликта в Латвии, ведь такие «русские вопросы», как язык, образование и гражданство находятся под юрисдикцией латвийского государства?
- Основная проблема, о которой я говорила как раз на пленарном заседании, - это то, что слишком многое оставлено на усмотрение национального законодательства. То есть международные правовые акты направлены на соблюдение прав человека и, например, прав национальных меньшинств, однако национальные законодательные акты существенно ограничивают возможность применения международных правовых актов.
Например, Рамочная конвенция по защите прав национальных меньшинств была ратифицирована с оговорками. Так, Латвийская Республика отказалась выполнять требования статьи 10-й этой рамочной конвенции, определяющей право национальных меньшинств «использовать язык национального меньшинства для общения с органами власти в тех территориальных образованиях, где традиционно или в больших количествах проживают национальные меньшинства», сославшись на национальное законодательство.
На мой взгляд, если страна является «договаривающейся стороной», а именно так называются государства, ратифицирующие тот или иной международный правовой документ, то верховенство должно принадлежать международному праву и никакие ограничения на национальном уровне не допустимы.
- В рамках сессии ОБСЕ Конгресс неграждан провёл круглый стол, посвящённый предотвращению этнических конфликтов в бывших советских республиках. Какие проблемы обсуждались? Были ли предложены рецепты по изменению ситуации?
- В организованном круглом столе приняли участие представители прибалтийских республик, России, а также представитель Сербии, председательствующей в следующем году в ОБСЕ.
Обсуждалось положение русскоязычного населения прибалтийских стран. При этом под русскими понимались не только этнические русские, а все те, кто самоопределяется как русские, приверженцы русского языка и культуры. Большая часть докладов была посвящена преследованию русских активистов со стороны репрессивных органов. Например, некоторым активистам из Эстонии и Литвы без объяснения причин (со ссылкой на государственную тайну) запрещён въезд в Латвию, и наоборот. Всё это преследование подаётся под соусом возможной военной угрозы со стороны России.
По моему глубокому убеждению, внутренняя безопасность в нашей стране зависит от нас самих, от жителей. Власти всеми доступными способами разжигают и поддерживают огонь межнациональной розни, а нам надо не идти на поводу у правящих, так как раскол латвийского общества – условие сохранения их власти, а, наоборот, объединяться.
Объединяться в единую политическую нацию латвийцев. Это в интересах прежде всего самого народа.
Однако пока власть делает всё для дезорганизации гражданского общества. Запугивает и деморализует.
- Многие сегодня говорят о «балтизации» Украины и развитии этнического конфликта в стране по прибалтийскому сценарию. Происходит ли обратный процесс - «украинизация Латвии» и какова вероятность перехода замороженного этнического конфликта в Латвии в горячую стадию?
- Учитывая многочисленность русскоязычного населения в Латвии, межэтническое напряжение, которое подогревается властями, безосновательные преследования русских активистов, нарушение основных прав и свобод человека, а также попытка приравнять тех, кто высказывается против официальной политики Киева по уничтожению мирного населения на юго-востоке Украины, к террористам, увеличение финансирования обороны Латвии в связи с «восточной угрозой» до 2% от ВВП в ущерб социальному бюджету, покупка военной техники за 70 млн. евро, приобретение МВД Латвии двух водомётов для разгона толпы – все эти факты не могут не насторожить нормального человека и не заставить задуматься, для чего всё это делается, и спрогнозировать возможные сценарии развития событий.
Я пацифист и не хочу войны или иного силового противостояния на своей Родине. За любыми войнами стоят чьи-то интересы. И, как правило, это не интересы конкретного народа или даже какой-то его части…
- По данным последних рейтингов, РСЛ не преодолевает пятипроцентный барьер. Как Вы оцениваете шансы партии войти в Сейм после выборов?
- Как показал опыт недавних выборов в Европарламент, возможны приятные неожиданности. За неделю до выборов Татьяна Аркадьевна Жданок не набирала и 2%, однако результат превзошёл ожидания и партия РСЛ набрала 6,7%. Да, партии РСЛ не приходится рассчитывать на вхождение в правительство. Однако больше нет ни одной политической силы, которая бы открыто поддерживала русскоязычное население Латвии.
Получив представительство в Сейме, русскоязычное население получит право отстаивать свои интересы на государственном, официальном уровне; без соблюдения данного условия позиция русскоязычного населения будет, увы, не слышна и не видна, а русская община продолжит пребывать в деморализованном состоянии и маргинализироваться.
Многие не понимают, чего они лишены, будучи непредставленными в парламенте. Только получив то, чего мы достойны, поймём, насколько были обделены. На референдуме за русский язык «за» высказались 273 455 человек - нас достаточно, чтобы победить.