Страны Балтии интенсивно наращивают военную мощь. Об этом свидетельствуют данные Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI): по итогам 2018 года Литва и Латвия оказались в первой десятке стран мира, которые демонстрируют самые высокие темпы роста расходов на оборону. Россия, напротив, год от года уменьшает военный бюджет — в этом году она вылетела из пятерки лидеров рейтинга. То есть, рассуждая логически, не Россия готовится оккупировать Прибалтику, а Прибалтика — Россию.
Даже шведские авторы доклада вынуждены констатировать, что с «русским агрессором» что-то не то.
«Рост (расходов на оборону — прим. RuBaltic.Ru) в Центральной и Восточной Европе в значительной степени обусловлен растущим восприятием угрозы со стороны России, — говорит старший научный сотрудник SIPRI Питер Веземан. — Это несмотря на то, что российские военные расходы за последние два года упали».
В предыдущем отчете института РФ разместилась на четвертой строчке рейтинга стран с самыми крупными оборонными бюджетами, а сегодня она только шестая — ее обошли Индия и Франция. Французы, кстати, тоже сократили свои военные расходы, но не так разительно, как Россия (1,4% против 3,5%).
На этот факт составители рейтинга обращают особое внимание. В 2006 году Российская Федерация застолбила за собой место в первой пятерке и ни разу не опускалась ниже. Крупная программа военной модернизации, которая стартовала в 2010 году, привела к существенному росту военных расходов.
Даже после начала украинского кризиса и резкого ослабления рубля Москва продолжала накачивать «оборонку». Вплоть до 2017 года расходы на нужды ОПК росли, Россия вышла на третью позицию, отставая только от США и Китая.
Но сегодня ситуация меняется. В позапрошлом году РФ впервые за 19 лет снизила расходы на оборону, а их доля в ВВП сократилась с 5,5% до 4,3%. Сегодня эта цифра еще ниже — 3,9%. В ближайшее время оборонный бюджет должен опуститься до отметки в 2,8–2,9% от ВВП.
По словам президента России Владимира Путина, успешно функционирующая экономика для страны на данном этапе важнее, чем оборона.
Да и создавать гигантскую военную махину сегодня не лучшее решение.
В условиях жесткой экономии российская армия делает ставку на высокотехнологичные образцы вооружения. О некоторых из них Путин рассказал во время прошлогоднего послания Федеральному собранию: межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат», гиперзвуковой авиационно-ракетный комплекс «Кинжал», беспилотный подводный аппарат «Посейдон» и другие.
Американцы пристально следят за этими проектами и признают, что они аналогичным оружием не обладают.
Второй по величине ядерный потенциал в мире и передовые разработки в области ОПК — гарантия того, что НАТО будет четко видеть проведенные Россией «красные линии». На большее Москва и не претендует.
Если бы Кремль реально готовился к ведению наступательных боевых действий, в топку военного бюджета он бросал бы все имеющиеся средства.
Но ничего подобного мы не наблюдаем. Напротив, за счет сокращения расходов на оборону Россия планомерно высвобождает ресурсы для развития экономики, находящейся под прессом западных санкций.
Соединенные Штаты и их союзники по НАТО демонстрируют иной подход. Американцы впервые за семь лет начали наращивать военные расходы, которые для остальных стран остаются абсолютно недосягаемыми. В 2018 году на нужды обороны Вашингтон выделил почти 650 миллиардов долларов. Это примерно столько, сколько выделили следующие восемь стран вместе взятые.
Справедливости ради авторы доклада отмечают, что военные расходы США все равно составили всего 81% от уровня 2010 года. До недавнего времени американцы пытались сбалансировать свой бюджет и урезали финансирование «оборонки». Вопрос о том, какие средства нужно выделять военным, порождал жаркие споры и разногласия.
С приходом Дональда Трампа, похоже, эта дилемма разрешилась. Восстановление армии было одним из его ключевых предвыборных лозунгов, и пока что хозяин Белого дома подтверждает репутацию человека, который старается выполнять обещания.
Оборонный бюджет США на 2019 финансовый год составил еще более астрономическую сумму — 716 миллиардов долларов.
«Администрация Трампа проводит агрессивную повестку дня для восстановления наших вооруженных сил за счет увеличения расходов на оборону и инициатив по модернизации и принятия других решительных мер по возрождению американского производства», — говорится в одном из коммюнике Белого дома.
Очевидно, для американского лидера военно-промышленный комплекс — это не столько инструмент политического доминирования США, сколько драйвер развития экономики. Поэтому параллельно с раздуванием военного бюджета он и союзников по НАТО заставляет раскошелиться.
Требования Трампа уделять больше внимания «оборонке» в Восточной Европе выполняют аж бегом! В топ-15 стран, которые быстрее всех наращивают военные расходы, находим Румынию, Чехию, Болгарию, Боснию и Герцеговину. На шестой строчке расположилась Латвия, которая за год прибавила целых 24%, на десятой — Литва (18%).
Литва стала европейским лидером по относительному увеличению военных расходов: 156% за последние десять лет. Ни одна другая страна ЕС таким «достижением» похвастаться не может.
С одной стороны, в абсолютных величинах это ничтожная цифра (оборонный бюджет Литвы в 2018 году составил чуть более миллиарда долларов). С другой стороны, у скромной прибалтийской республики каждая копейка на счету. Тем более после введения антироссийских санкций, которые больно ударили по литовской экономике.
Это наглядно продемонстрировала забастовка учителей перед принятием бюджета Литвы на 2019 год. Лидер «Союза крестьян и "зеленых" Литвы» (СКЗЛ) Рамунас Карбаускис тогда говорил, что для создания новой системы оплаты труда педагогов «власть собрала последние крохи».
Заявление более чем показательное. На поддержку образования в Литве собирают последние крохи, а военным и спецслужбам, которые из года в год изобличают «агентов Кремля», отдают лакомые кусочки. И будут отдавать дальше! Военные расходы в республике планируют и дальше повышать каждый год, причем делать это придется на фоне урезания дотаций из фондов Евросоюза. Тогда учителям (и не только им) даже на крохи рассчитывать не придется.
Складывается парадоксальная ситуация: «агрессор» из года в год сокращает оборонный бюджет, а «жертва» стремительно его накачивает. Кто кого собирается оккупировать: Россия Прибалтику или Прибалтика — Россию?
Если серьезно, исследование SIPRI позволяет сделать один интересный вывод. Россия хорошо усвоила уроки СССР и не пытается наращивать военные расходы в ущерб другим секторам экономики. А Прибалтика с удовольствием ввязывается в новую гонку вооружений, забывая, к чему это приводит.
Так кто из них унаследовал дух советского милитаризма?