На заседании дискуссионного клуба RuBaltic.Ru в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта (Калининград) 29 марта выступил депутат Европейского парламента, сопредседатель политической партии «Русский союз Латвии» Мирослав МИТРОФАНОВ. В интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru политик рассказал о предстоящем визите лидеров стран Балтии в США, об отношениях прибалтов с их европейскими и американскими партнерами:
— Г‑н Митрофанов, сейчас Латвия, Литва и Эстония живут в ожидании встречи своих лидеров с президентом США Дональдом Трампом на так называемом Балтийском саммите в Вашингтоне 3 апреля. Как Вы считаете, чего следует ждать от этой встречи, какие темы и решения для стран Балтии может озвучить президент США?
— Очень необычная ситуация. В предыдущие годы, когда президент США принадлежал определенной традиции и был очень близок к собственной политической элите, результаты подобных переговоров и встреч можно было четко прогнозировать. Если бы Балтийский саммит проходил при Обаме, то, естественно, Прибалтийские страны получили бы твердое заверение в том, что американские союзники не оставят их в конфликте с Россией и всячески будут поддерживать во всех остальных делах. Такие маленькие непотопляемые авианосцы на границе с непокорной Россией.
Сейчас сложно прогнозировать, что скажет Трамп балтийским странам. Он труднопрогнозируемый человек. Трамп уже наговорил за время своего президентства столько, что хватит на несколько десятилетий анализа.
Важны акценты, которые Трамп расставит: будет ли это акцент обычного противостояния глобального Запада и России либо акцент, который развернет диалог в сторону торгово-экономических проблем, нарастающих сейчас как снежный ком в отношениях между американской администраций и Европейским союзом.
Геополитический выбор трех балтийских стран входит в противоречие с интересами крупных европейских корпораций, которые вступают в эпоху торговой войны с США. Речь прежде всего идет о введении заградительных пошлин на импорт стали и алюминия.
Собственное производство в Латвии на заводе «Лиепаяс металургс» практически уничтожено. Сейчас идет распродажа этого завода по частям. Хотя Латвия больше не игрок на рынке производства стали, тем не менее среди партнеров по ЕС есть те, кто занимается производством.
Очень важно, что Трамп скажет про экономику и как лидеры балтийских государств отреагируют на его внешнеторговые инициативы: станут ли они на его сторону или постараются проявить солидарность с Евросоюзом.
— Существует общая прибалтийская установка на то, что в Балтии должно быть больше Америки, в первую очередь ее военного присутствия. Трамп, будучи кандидатом в президенты, говорил, что союзники должны платить за военную защиту. Может ли он потребовать от стран Балтии реального финансового возмещения дальнейшего увеличения присутствия США в регионе?
— Подобные требования противоречили бы тем целям, которые поставила перед собой администрация Трампа. Цель была заставить всех компаньонов по НАТО отчислять на военные расходы столько, сколько заложено в договоре, — 2% ВВП. Западные страны Европы тщательно уходят от выполнения этого пункта.
Совершенно странным образом, но вполне ожидаемо пионерами в деле финансирования военных расходов стали сначала Эстония, а за ней – Литва и Латвия. Они выполнили двухпроцентный норматив, а Эстония даже перевыполнила.
Требовать от достаточно бедных стран, имеющих проблемы с наполнением бюджета и стратегические проблемы в экономике, еще большего увеличения военных расходов было бы нелогично. Важны ведь не 2% ВВП, которые прибалты согласились выделять на оборону. Важен пример поведения «отличников боевой и политической подготовки» на берегах Балтийского моря, который можно было бы поставить на вид Германии и прочим крупным союзникам.
— Трамп с самого начала говорил и продолжает говорить, что он выступает за диалог с Россией, но с позиции сильного. Может ли американский президент использовать страны Балтии для давления на Россию?
— Всё дело в том, что принципиальный подход Трампа и руководителей стран Европейского союза отличается. Трамп призвал отойти от принципов.
Принцип Трампа заключается в том, что ценности западного общества, например демократия, отходят на задний план по отношению к сиюминутным, ситуативным сделкам.
Трамп — это политик сделок. Этот подход хорошо компонуется с российским, который не исключает, а предусматривает заключение ситуативных договоров с кем угодно: с Турцией, курдами, Израилем, Саудовской Аравией, США, с чертом и с дьяволом.
Здесь Россия и США друг друга понимают. Но Трампа окружает политическая элита, у которой есть определенные красные линии, обязательства и принципы. Они могут нравиться или не нравиться, но они существуют. В этом плане поведение лидеров балтийских стран ближе к старой, дотрамповской американской и западноевропейской элите.
Я не в восторге от этих принципов, потому что они имеют природу двойных стандартов. То, чего Западная Европа требует от России, совсем не требуется от многих малых стран — членов Европейского союза: соблюдение прав человека, отношение к национальным меньшинствам, к оппозиции. И здесь может быть определенный конфликт.
Там, где Трамп будет готов пойти на сиюминутную сделку, эта же сделка может быть торпедирована со стороны старой американской элиты и европейских партнеров. Они скажут: «Нет. Мы хотим давить на Россию, пока россияне полностью не подчинятся нашему диктату и не извинятся за то, что они сделали за последнее тысячелетие».
— Если оценивать коммуникацию американских и прибалтийских союзников, на чём строятся, на Ваш взгляд, их отношения? Это подчинение или отношения «рука руку моет»? Прибалтика и США — равноправные субъекты сотрудничества?
— Нет. Они не равноправные субъекты сотрудничества. Нет пропорциональности: гигантский в военном, экономическом и геополитическом плане монстр США и совершенно маленькие страны, которые равны каким-то городишкам в Штатах по населению и объему экономики.
Тем не менее нельзя сказать, что Америка только спускает приказы сверху, а местные балтийские элиты слепо подчиняются и щелкают каблуками, — всё намного сложнее. Прибалты ведут себя наступательно и авантюристично и пользуются тем, что их дальнейшие шаги трудно просчитать. Ведь они говорят на редких и малопонятных языках в мировом контексте.
У стран Балтии есть определенный гандикап. Они могут просчитывать свое взаимодействие с американцами на несколько шагов вперед и фактически навязывать свою логику, волю и добиваться неожиданных для себя дипломатических результатов.
Вступление стран Балтии в Европейский союз не было гарантировано в те сроки, в которые оно произошло, особенно это касается Литвы и Латвии. Но благодаря проактивной дипломатической работе прибалты смогли навязать себя в качестве членов Европейского союза, которому они абсолютно не подходили по экономике и политическим реалиям. Правовые и политические системы, отношение к национальным меньшинствам и правам человека, борьба с коррупцией серьезно отставали от общеевропейского уровня.
— Почему страны Балтии взяли в ЕС? Это был результат их проамериканской политики?
— Результат их проактивной политики. Прибалты вели себя нагло, умели себя красиво подать и «продать», занимались очковтирательством и при этом проявляли шустрость.
То же самое происходило при развале СССР. Абсолютно лояльные советские граждане стран Балтии в какой-то момент превратились в жутких антисоветчиков и сепаратистов. И это произошло буквально за два года.
Высокая динамика и быстрая приспосабливаемость были перенесены прибалтийской элитой на отношения с новыми западными партнерами. Существенное значение здесь имел и геополитический фактор. Американцы и западноевропейцы не хотели оставлять «серые зоны» на границе между собой и Россией, поэтому было принято решение интегрировать три балтийские страны экономически, а в военно-политическом плане интегрировать их в политическую структуру НАТО, не продвигая к границам России наступательное вооружение. Это был компромисс между экспансией НАТО на восток и нежеланием дразнить Россию, который имел место в 1990‑х — начале 2000‑х годов.
Балтийским элитам удалось навязать более агрессивную авантюристическую линию поведения, которая включала в себя постоянное провоцирование России и наступательное движение в отношении российских интересов со стороны Запада.
Конечно, мы должны понимать, что американцы в какой-то степени были в заинтересованы в такой политике, но без проактивного поведения балтийских элит это бы не произошло так быстро.
Продолжение следует…