×
Политика Политика

Обвинения «вечно брюзжащего старика»: как Беларусь оказалась в «черном списке» Литвы

Источник изображения: sputnik.by

Департамент госбезопасности (ДГБ) и Второй департамент оперативных служб при Минобороны Литвы 26 марта опубликовали доклад, согласно которому Россия является «основной угрозой для национальной безопасности» Литовской Республики. Отдельное внимание в документе уделено Беларуси, так как, по мнению литовских спецслужб, Минск находится под влиянием политики Москвы. О том, как будут развиваться белорусско-литовские отношения после подобных заявлений Вильнюса, а также что важнее в вопросе сотрудничества, политика или экономика, аналитический портал RuBaltic.Ru узнал у политического аналитика, журналиста, координатора геокультурного проекта «Цитадель» Александра ШПАКОВСКОГО:

— Г‑н Шпаковский, как бы Вы могли прокомментировать выводы ДГБ, согласно которым Беларусь, как дружественное России государство, представляет угрозу нацбезопасности Литвы?

— Эти выводы не являются чем-то экстраординарным в практике работы литовских специальных служб и гражданских внешнеполитических ведомств. Еще с середины 1990‑х годов Вильнюс и Минск взяли два совершенно противоположных курса: Литва интегрировалась в Евросоюз и НАТО, а Беларусь выбрала путь в направлении союза с Российской Федерацией. С тех пор Литовская Республика воспринимает официальный Минск как потенциального противника.

Департамент государственной безопасности Литвы / Источник: diena.ltДепартамент государственной безопасности Литвы / Источник: diena.lt

Эти выводы традиционны для литовских органов госбезопасности. Однако имеется не так много фактов, подтверждающих наличие военной угрозы Литве либо рисков для ее государственной безопасности со стороны Беларуси.

С 2004 года, когда Литва присоединилась к НАТО, серьезно возросло внимание литовских специальных служб и военных к белорусскому направлению. Все мы знаем, что в прошлом году в Литве ежемесячно проводились военные учения, легенды которых предполагали отражение нападения со стороны Беларуси и России. В том числе некоторые мероприятия носили военно-полицейский характер: якобы Беларусь может способствовать возбуждению сепаратистских настроений в Виленском крае. В Минске информации о таких мероприятиях немного, ею владеют только представители экспертного сообщества и специалисты. Общество в целом литовской проблематикой не интересуется.

Для нас это выглядит как очередная блажь литовских властей, их служб безопасности, которые привлекают к себе внимание и не удосуживаются представить какие-либо конкретные факты в подтверждение своих конспирологических теорий.

Как выразился год назад пресс-секретарь Министерства иностранных дел Республики Беларусь Дмитрий Мирончик, «Минск не комментирует шпионские романы».

Дмитрий Мирончик / Источник: sputnik.byДмитрий Мирончик / Источник: sputnik.by

— Литовские спецслужбы назвали Беларусь сателлитом России. Что они подразумевали под этим?

— Я не знаю, что литовские спецслужбы подразумевали под этим. Но в союзе с Российской Федерацией, хотя этот союз диспропорционален: страны отличаются сильно по своим экономическим, геополитическим, военным возможностям, — у Беларуси гораздо больше прав и свобод, чем у Литвы в ее отношениях с союзниками по НАТО. К примеру, Беларусь занимает нейтральную позицию по поводу конфликта в Украине и выступает модератором этого конфликта, в то время как у Российской Федерации с украинским правительством очень напряженные отношения.

Мы не можем себе представить, чтобы Соединенные Штаты Америки или Великобритания имели напряженные отношения с каким-либо правительством, а Литва при этом заняла в этой части нейтральную позицию. Литовские политики стараются на шаг опережать своих «старших товарищей» по НАТО и играть более агрессивную роль. Например, в том же самом британско–российском конфликте или по вопросу украинского кризиса.

Выглядит достаточно абсурдно, когда обвинения в сателлитизме исходят из политических кругов страны, которая сама приглашает иностранные вооруженные силы разместиться на своей территории.

В нашем понимании эта антироссийскость и возможность продать свою территорию для размещения зарубежных вооруженных сил — последнее, чем Литва может торговать на международной арене, и последнее, что может сделать привлекательной Литву для ее союзников.

— В прошлом году были проведены учения «Запад‑2017», которые вызвали широкий резонанс в странах Прибалтики. Какие изменения произошли во взаимоотношениях Беларуси и Литвы после завершения военных маневров?

— У нас традиционно были достаточно сложные политические отношения с нашими литовскими соседями. Они были несколько сглажены только в 2009–2010 годах, когда проходили встречи на уровне глав государств Беларуси и Литовской Республики.

Учения «Запад‑2017» / Источник: saveliev.livejournal.comУчения «Запад‑2017» / Источник: saveliev.livejournal.com

Литва очень агрессивно воспринимает проект строительства АЭС на территории Республики Беларусь. Даже факт обсуждения проекта атомной электростанции они перенесли из технической области в плоскость национальной безопасности, то есть в сферу компетенции специальных служб, а не специалистов из области энергетики.

С учетом сложностей тех политических отношений, с учетом того, что в Вильнюсе существуют центры открытой поддержки белорусской политической оппозиции, которая пытается периодически дестабилизировать ситуацию внутри нашей страны, Беларуси удается выстраивать достаточно прагматичные экономические отношения с Литвой. Это для нас сейчас самое главное.

На сегодняшний день белорусско-литовская торговля превышает 1 млрд долларов с абсолютным позитивным сальдо для Беларуси. Белорусский экспорт в Литву — больше 800 млн долларов. Литва занимает восьмое место в структуре внешнеэкономических торговых партнеров Беларуси. Кроме того, литовцами обеспечен бесперебойный и достаточно эффективный с точки зрения логистики транзит белорусских грузов в порт Клайпеда. Еще в 2013 году белорусским предприятием «Беларуськалий» было приобретено 30% акций оператора одного из клайпедских терминалов.

Что касается экономики, то Беларусь во взаимоотношениях с Литвой всё устраивает. И наших литовских деловых партнеров, наверное, тоже устраивают контакты и инвестиционный климат в Беларуси.

Белорусские предприятия, зарегистрированные на территории Литвы, входят в структуру крупнейших налогоплательщиков Литовской Республики. По некоторым данным, многие из известных литовских бизнесменов ведут бизнес с Беларусью, например в области ретейла. Экономика в данном случае главное.

Белорусская сторона может себе позволить не замечать негативных политических выпадов со стороны Литвы. Тем более что за пределами Литвы возможностей навредить Беларуси у официального Вильнюса совсем немного.
«Белорусская сторона может себе позволить не замечать негативных политических выпадов со стороны Литвы» / Источник: baltnews.lt«Белорусская сторона может себе позволить не замечать негативных политических выпадов со стороны Литвы» / Источник: baltnews.lt

В данном случае получается, что голос громкий, а ручки коротки. Белорусская сторона выступает за прагматичные экономические отношения с Литвой, а экономика рано или поздно всё расставит на свои места. Следовать логике и здравому смыслу придется и политической элите. К сожалению, там пока здравого смысла недостаточно, но мы рассчитываем на оздоровление отношений.

— Однако складывается ситуация, при которой белорусская сторона идет по пути экономического сотрудничества, а литовская руководствуется политическими мотивами, что подтверждает критика строительства БелАЭС. Могут ли обвинения в угрозе нацбезопасности подтолкнуть Минск к сокращению объемов транзита грузов по территории Литвы?

— В данном случае повлиять на решение Минска литовская критика никак не может хотя бы потому, что критика со стороны Литвы никого не интересует. Первоначально в проект строительства атомной электростанции предполагалось пригласить литовскую сторону. Это вполне логично с точки зрения эффективности данного проекта и его пользы для всех приграничных государств. Но с учетом той деструктивной позиции, которую занял Вильнюс, уже разработаны планы эксплуатации станции без литовцев.

Литовский официоз никак не может заблокировать этот проект, потому что это не входит в их компетенцию. Есть международный регулятор — Международное агентство по атомной энергии. Никаких претензий у МАГАТЭ к качеству возведения станции, к проектно-сметной документации нет. Станция начнет давать электроэнергию уже в начале 2019 года. Исходя из этого всю истерику, которую продуцирует официальный Вильнюс, стоит игнорировать.

Что касается транзитов грузов, то на изменение логистики белорусских грузопотоков может повлиять только появление выгодных предложений российского правительства.
Обвинения в угрозе нацбезопасности подтолкнуть Минск к сокращению объемов транзита грузов по территории Литвы. Клайпедский порт (Литва) / Источник: tyt.by«На изменение логистики белорусских грузопотоков может повлиять только появление выгодных предложений российского правительства». Клайпедский порт (Литва) / Источник: tut.by

Сейчас проекты такого рода прорабатываются белорусами и россиянами. Если на взаимовыгодной основе будет найден компромисс, то почему бы не отказаться от литовского направления. Но на сегодняшний день сделано всё возможное для того, чтобы этот путь был самым выгодным: модернизированы маршруты, в собственности Минска находится часть терминала. Однако мир не стоит на месте, всё меняется. Если будут позитивные предложения, то почему бы не отказаться от такого непредсказуемого партнера, каким выступает Литва.

— В докладе ДГБ упоминаются операции Комитета государственной безопасности (КГБ) Республики Беларусь, направленные против литовцев, развивающих бизнес в Беларуси. На чём основаны данные обвинения литовских спецслужб?

— Возможно, у них есть какая-то информация, однако широкой общественности и экспертному сообществу в Беларуси об этом ничего не известно. Скорее всего, такие заявления делаются исходя из ведомственных интересов Департамента госбезопасности Литвы, которому необходимо обозначить свою привлекательность, важность и значимость в системе органов госуправления и получить больше финансирования. В том числе это делается в рамках общей политики нагнетания истерии в Литовской Республике, где уже с 2014 года ожидают «зеленых человечков», а те всё никак не приходят ни со стороны России, ни со стороны Беларуси.

МИД Республики Беларусь позиционирует страну как донора региональной стабильности. Минск выступает с позиции необходимости заключения договоренностей между Западом и Россией, так как любой торгово-экономический конфликт очень больно бьет по буферным странам.

Литва проводит совершенно противоположную политику. Вместо того чтобы налаживать прагматичные связи с Россией, продвигать на российский рынок свою сельскохозяйственную продукцию, развивать туризм по примеру Финляндии, Вильнюс делает всё возможное, чтобы недополучить все эти бонусы. В итоге Литва пытается торговать совершенно другим товаром, предоставляя свою территорию для размещения иностранных войск. Тем самым она разжигает конфликт, а не способствует его локализации и дальнейшему мирному урегулированию.

— Как Вы думаете, попадание Беларуси в список угроз госбезопасности Литвы повлияет на отношения между двумя странами? Последует ли ответ Минска на доклад литовских спецслужб?

— Мы уже двадцать лет в этом списке. С тех пор как президентом республики стал Александр Лукашенко, Беларусь всё время числилась в этих списках. Литовским коллегам можно напомнить историю, совершенно гнусную, когда в январе 1994 года, до прихода к власти Александра Григорьевича, литовскими спецслужбами преступным путем был похищен бывший руководитель Компартии Литвы Миколас Бурокявичюс. Здесь налицо все доказательства того, что литовские спецслужбы провели акцию по похищению человека. Притом что дипломатические отношения были установлены двумя годами раньше, в 1992 году.

Миколас Бурокявичюс (слева) / Источник: lrt.ltМиколас Бурокявичюс (слева) / Источник: lrt.lt

Я не думаю, что в Минске кто-то серьезно отнесется к литовским обвинениям. Для Беларуси основа отношений с Литвой не политика, а экономика. В политике мы привыкли к постоянным малопонятным и малоадекватным действиям официального Вильнюса. В Минске давно на это не обращают внимания, как на вечно брюзжащего старика, который находится в пограничном состоянии уже многие годы.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Финляндия лишит Прибалтику китайского транзита
19 марта 2018
Морские порты стран Балтии могут потерять надежду заполучить китайский транзит, поскольку их место займут порты Финляндии, сообщает BALTNEWS.LT.
Литва готовит месть России за Белорусскую АЭС
13 марта 2018
Чем ближе к завершению строительство АЭС в белорусском Островце, оператором которой является российская корпорация «Росатом», тем более изощренными становятся фантазии литовских властей о том, как можно навредить Москве.
Литва потеряла моральное право критиковать Белорусскую АЭС
15 марта 2018
Литва скрыла инцидент, произошедший в конце прошлого года на Игналинской АЭС при извлечении радиоактивных отходов.
Немцы решили сделать эстонский порт частью «Нового шелкового пути»
28 марта 2018
Приобретая терминалы в эстонском порту Мууга, немецкая логистическая компания Hamburger Hafen und Logistik AG сможет обеспечить поставки китайского проекта «Новый шелковый путь» по северному маршруту, передает Sputnik.
Новости партнёров