Украина считает одной из важнейших внешнеполитических задач содействие «демократизации» Беларуси, которая заключается в отрыве ее от России. С этой целью Киев не первый год добивается включения в белорусскую сетку телевещания своего телеканала UATV. Канал изначально создавался для донесения «правильной» информации до зарубежной аудитории.
В ходе общения с журналистами на торжественном мероприятии по случаю Дня соборности Украины Игорь Кизим, украинский посол в Минске, объявил о том, что вещание украинского телеканала UATV может начаться в кабельных сетях Беларуси в ближайшее время.
Государственный международный канал UATV вещает с 1 октября 2015 года, при этом, по словам спикера Верховной рады Андрея Парубия, он целенаправленно создавался, чтобы «дать достойный ответ кремлевской пропаганде в рамках информационной войны».
Уже несколько лет украинские власти добиваются от Минска появления своего канала в сетке белорусского телерадиовещания, мотивируя это тем, что на Украине работает белорусский канал «Беларусь 24».
Вышеупомянутый Игорь Кизим ранее запомнился тем, что пробовал вбить клин в отношения Минска и Москвы. Так, в июне 2017 года он был вызван в МИД Беларуси в связи с тенденциозными высказываниями в СМИ в отношении учений «Славянское братство — 2017».
По большому счету, эту же цель — отрыв Минска от Москвы — преследует попытка включения телеканала UATV в белорусскую сеть вещания.
Киев солидарен с рядом западных элит в вопросе «демократизации» Беларуси, которая должна включать в себя отстранение от власти президента Александра Лукашенко и переориентацию Минска на европейские и евроатлантические структуры.
По мнению белорусского политического аналитика Александра Шпаковского, разрешать вещание украинского телеканала на белорусскую аудиторию можно лишь в том случае, если будет полностью исключена общественно-политическая тематика. Его опасения связаны с тем, что украинская информационная повестка является крайне политизированной, а телеканал будет навязывать белорусскому обществу чуждые ценностные установки, фальшивые исторические мифы. Кроме того, телеканал будет ретранслировать точку зрения о том, что Россия — это государство-агрессор, что обострит отношения Минска с Москвой.
Также украинский телеканал может стать «точкой входа» для продукции польского телеканала «БелСат», который явно нельзя назвать дружественным по отношению к официальному Минску.
Попытки Киева добиться включения канала UATV в белорусские сети, равно как и поддержка белорусских оппозиционеров, — весьма показательные моменты. Тем самым сегодняшние киевские власти демонстрируют, что невысоко ценят украинско-белорусские отношения, хотя Минск является ключевой переговорной площадкой по урегулированию конфликта в Донбассе, а Беларусь — важным торгово-экономическим партнером Украины. Помимо прочего, Беларусь является «окном» для украинских товаропроизводителей для доступа на российский рынок.
Если Минск с 2014 года взял на себя функцию «донора безопасности» для Украины, то сегодняшний Киев, наоборот, делает вклад в подрыв безопасности Беларуси.
Украина добивается включения специфического контента в белорусское информационное поле и не пресекает контрабанду широкой номенклатуры вооружения на территорию Беларуси.
На большой трафик оружия не единожды жаловался белорусский лидер, в том числе этот вопрос был затронут в ходе его встречи с экс-президентом Украины Виктором Ющенко в октябре прошлого года.
По всей видимости, встреча с Ющенко являлась для Лукашенко попыткой прояснить внутриполитическую ситуацию на Украине накануне старта предвыборной кампании и донести определенные месседжи до украинской власти. События на Украине оказывают немалое влияние на Беларусь, потому Лукашенко, зная в том числе близость Ющенко к президенту Петру Порошенко, использует для продвижения белорусских интересов и неформальные каналы коммуникации.
Беларусь не единожды давала понять, что заинтересована в скорейшем урегулировании конфликта в Донбассе и нормализации отношений между Украиной и Россией.
Как минимум, исходя из сугубо прагматичных экономических интересов, так как Россия и Украина — первый и второй по значимости торговый партнер Беларуси соответственно. В планах Минска — расширить товарооборот с Украиной до 8 млрд долларов с нынешних 5–6 млрд, а также реализовать ряд проектов в сферах приграничного сотрудничества, логистики, военно-промышленного комплекса.
С точки зрения нахождения формулы скорейшего завершения конфликта в Донбассе характерной стала январская встреча Лукашенко с Виктором Медведчуком, спецпредставителем Украины по гуманитарным вопросам в Трехсторонней контактной группе в Минске.
Медведчук, находящийся в доверительных отношениях с президентом России Владимиром Путиным, с 2014 года не только выполняет функцию ключевого коммуникатора между Киевом и Москвой, но и является одной из важнейших фигур в Минском переговорном процессе и автором мирного плана для Донбасса.
Такие встречи, безусловно, полезны для урегулирования конфликта на востоке Украины, а также наглядно демонстрируют роль и вес Медведчука, выступающего за нормализацию отношений с Россией и странами СНГ, в украинской политике. На этой встрече Лукашенко в очередной раз выразил готовность выступить в качества миротворца, заявив о конфликте в Донбассе, что «это недоразумение, иначе не назовешь, надо заканчивать».
После проведения президентских и парламентских выборов на Украине окно возможностей для завершения конфликта в Донбассе наверняка откроется шире.
В том числе повысятся шансы на введение в регион миротворческой миссии, в составе которой могут присутствовать миротворцы из Беларуси.
Против их присутствия сегодня категорически выступают киевские власти ввиду того, что Беларусь состоит в рядах ОДКБ. И в этом весь сегодняшний Киев, который не руководствуется принципами прагматизма и национального интереса, а исходит из своих примитивных политических и идеологических установок.