×
Политика Политика

Убийство «Гиви» и обстрел Авдеевки: 2017 год в Донбассе

Источник изображения: https://www.gazeta.ru

Уходящий год для Донбасса был насыщен не только обстрелами и ужасами войны, но и мирными событиями: одни были яркими и находили отражение в новостной повестке, другие протекали медленно и не снискали интереса широкой публики. Подводя итоги 2017 года, портал RuBaltic.Ru постарался вспомнить то, что надолго останется в памяти и, возможно, окажет влияние на будущее Донбасса.

Убийство ополченца «Гиви» и обострение под Авдеевкой

Последний значительный всплеск интереса к судьбе Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) в 2016 году был связан с убийством одного из самых знаменитых командиров ополчения республики Арсена Павлова, больше известного по позывному «Моторола».

Спустя 3,5 месяца, 8 февраля 2017 года, в своем кабинете был убит Михаил Толстых с позывным «Гиви» — командир подразделения «Сомали» Вооруженных сил ДНР. Оба ополченца начинали свой боевой путь на первых этапах развития украинского кризиса, были популярны в Донбассе и в России. На украинской стороне их имена были нарицательными и звучали исключительно в негативном контексте.

Стоит отметить, что в мае 2017 года было совершено неудавшееся покушение на главу ДНР Александра Захарченко, в сентябре — на министра доходов и сборов республики Александра Тимофеева (позывной «Ташкент»). Также спецслужбы ЛДНР неоднократно сообщали о предотвращении покушений на Захарченко.

Когда в информационном пространстве появилась новость о смерти легендарного командира «Гиви», основной повесткой дня в контексте Донбасса была военная эскалация в Авдеевке.
ДНР прощается с легендарным командиром «Гиви» /News Front

Обострение в авдеевской промзоне началось 29 января. Стороны конфликта традиционно обвинили друг друга в нарушении Минских договоренностей. СМИ заявляли о взятии населенного пункта силами то ДНР, то Украины. Однако в десятых числах февраля стало понятно, что линия фронта изменилась незначительно, а боевые действия из горячей фазы перешли в привычные позиционные бои.

Зимняя блокада Донбасса и ее итоги

Параллельно с авдеевскими и донецкими событиями развивалась тема экономической блокады Донбасса силами украинских радикалов, которые действовали якобы без поддержки и вопреки позиции официального Киева. Во главе движения находились украинские народные депутаты Семен Семенченко и Владимир Парасюк, а также еще несколько руководителей националистических батальонов.

Малые группы националистов, которые называли себя «ветеранами АТО», в январе — марте 2017 года физически блокировали железнодорожные пути, а затем и автомобильные дороги, ведущие в Донбасс. В результате действий незаконных группировок было нарушено снабжение углем украинских теплоэлектростанций. Украина какое-то время находилась на грани энергетического коллапса.

Блокада имела серьезные экономические и политические последствия для Киева и кризисных процессов в стране. Так, 18 февраля президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о признании паспортов и иных документов самопровозглашенных ДНР и ЛНР на территории России.

После признания документов ЛДНР Россией интерес населения Донбасса к паспортам республик возрос. Не обошлось без скандала. 9 марта 2017 года паспорт ДНР получил шоумен и актер Никита Джигурда.

Спустя неделю Александр Захарченко лишил Джигурду гражданства республики.

«Указ о лишении его гражданства уже подписан. Ошибка была, извиняюсь за ошибку выдать паспорт Никите Джигурде, я извиняюсь перед народом Донбасса», — заявил глава ДНР.

27 февраля главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий выдвинули украинской стороне ультиматум о введении внешнего управления на украинских предприятиях, если блокада Донбасса не будет прекращена.

«Мы вынуждены объявить, что если до 00:00 среды (1 марта 2017 года) блокада не будет снята, то мы введем внешнее управление на всех предприятиях украинской юрисдикции, работающих в ДНР и ЛНР. Мы перестанем поставлять уголь на Украину. Для поставок угля нет ни возможности, ни схемы оплаты», — было сказано в совместном заявлении глав республик.

Ультиматум Донбасса вызвал «бурления» в украинском политикуме. В частности, глава МВД Украины Арсен Аваков заявлял, что готов разогнать группы радикалов, которые осуществляют блокаду ЛДНР, если получит необходимые для того полномочия. Однако блокада так и не была снята — 1 марта власти ДНР и ЛНР начали вводить внешнее управление на предприятиях, которые находились под украинской юрисдикцией. В апреле управление заводами было возложено на ЗАО «Внешторгсервис» — юридическое лицо, зарегистрированное в Южной Осетии.

В мае на портале «Коммерсантъ. Власть» было опубликовано журналистское расследование, в котором руководителем ЗАО «Внешторгсервис» был назван бывший вице-губернатор Иркутской области Владимир Пашков.

Перед управляющей компанией и властями ЛДНР стояли следующие задачи: обеспечить предприятия сырьем, найти рынки сбыта продукции, привлечь в регион менеджеров и выплачивать работникам заводов зарплату, которую ранее перечисляли украинские работодатели. С переменным успехом к концу 2017 года эти задачи были решены, однако как и за чей счет, для широкой общественности осталось загадкой. В том же расследовании «Коммерсанта» отмечалось, что сырье на предприятия Донбасса на первых этапах поступало из российского Госрезерва, что подтверждали глава Федерального агентства по государственным резервам Дмитрий Гогин и председатель Межведомственной комиссии по оказанию гуманитарной поддержки пострадавшим территориям юго-восточных районов Донецкой и Луганской областей Украины Сергей Назаров.

Окончательную точку в разрыве торгово-экономических отношений между ДНР и Украиной (которые де-факто существовали до марта 2017 года) поставил украинский президент Петр Порошенко, который 16 марта подписал указ о блокаде Донбасса, тем самым оправдав двухмесячную блокаду и фактически возглавив украинских радикалов.

В целом на этом основные громкие события, связанные с ДНР, в 2017 году себя исчерпали. Разве что история с провозглашением Малороссии получила определенный резонанс, но, если верить трендам Google, вышло не очень. Да и никто в конце года уже и не вспоминает об этой инициативе Александра Захарченко.

Ноябрьская нестабильность в Луганске

В конце ноября 2017 года больший интерес СМИ и пользователей интернета привлекла к себе ситуация в ЛНР, что не характерно для «младшей» самопровозглашенной республики.

События в Луганске развивались стремительно и неожиданно для людей, не посвященных в закулисные игры новых донбасских элит. Внутриэлитный конфликт привел, по сути, к правительственному перевороту, в результате которого Игорь Плотницкий подал в отставку «по состоянию здоровья», а и. о. главы ЛНР был назначен Леонид Пасечник — экс-сотрудник Службы безопасности Украины (СБУ), министр государственной безопасности ЛНР с октября 2014‑го по ноябрь 2017 года.

В мирной передаче власти в ЛНР активное участие приняли военнослужащие ДНР, которые с оружием в руках обеспечивали порядок на улицах Луганска близ административных зданий в двадцатых числах ноября.
В Луганске из здания Генпрокуратуры эвакуированы сотрудники /News Front

Эта история из ЛНР оставила множество вопросов без ответов. Например, куда уходят деятели ЛДНР, когда самопровозглашенные республики больше не нуждаются в них? Почему они не остаются жить и работать в Донецке или Луганске? Существует ли в Донбассе угроза их жизни и здоровью? Отсутствие ответов, увы, порождает только слухи о виллах в Подмосковье, уготованных «бывшим», в частности Игорю Плотницкому, взамен на пожизненное молчание.

Плотницкий в московском аэропорту

Российско-американские переговоры и миротворцы ООН

Разговоры и темы в экспертной среде отличались от основных информационных трендов. С началом президентства Дональда Трампа в Донбассе связывали надежды на возможное разрешение тех проблем, которые накопились в тупиковых и застойных 2015 и 2016 годах. Сигналом к тому, что надежды могут оправдаться, стало назначение Госдепартаментом спецпредставителя США по Украине Курта Волкера.

Более того, в течение года Волкер неоднократно проводил встречи с помощником президента России Владиславом Сурковым. Однако перспективы позитивных сдвигов от данных встреч оценивают довольно скептически как в российской, так и в украинской realpolitik.

«Волкер предлагает вещи заведомо неприемлемые. Он играет свою игру, которая, как мне кажется, демонстрирует, что с Россией невозможно договориться», — дал экспертную оценку украинский политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский в интервью YouTube-каналу TOPINFORM.
Волкер пытается дискредитировать Россию. Михаил Погребинский /TOPINFORM

Также в экспертном сообществе всерьез продолжают обсуждаться тема и возможные модальности проведения миротворческой операции в Донбассе под эгидой ООН. Однако до конца года перспектива введения миротворческого контингента кажется скорее нереализуемой.

В тени больших событий

Чем еще Донбассу запомнится 2017 год? Февральским посещением депутатом Верховной рады Надеждой Савченко украинских военнопленных в ДНР; тест-драйвом первого автобуса донецкого предприятия «Донецкгормаш», осуществленным Александром Захарченко; апрельским мобилизационным сбором резервистов в ДНР; августовскими концертами Олега Газманова в Луганске и в Донецке.

Под конец года обострилась обстановка под Горловкой, а российские и украинские военные наблюдатели досрочно вышли из состава Совместного центра по контролю и координации режима прекращения огня в Донбассе и покинули регион. Однако это не помешало 27 декабря произвести обмен пленными по формуле «238 на 73».

Наверняка жителям Донбасса запомнятся более мелкие, бытовые вещи и процессы мирной жизни Донецка и Луганска.

Как видно, уходящий 2017 год оставляет основные вопросы Донбасса неразрешенными. Перспективы развития событий: активизации Минского процесса, проведения миротворческой операции, внутриполитических изменений в самопровозглашенных республиках — не ясны. И самое страшное, что временное с высокой вероятностью может стать постоянным.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров