Глава украинского МИД Вадим Пристайко заявил, что тема Украины на сегодняшний день — одна из наиболее обсуждаемых в США. Речь идет о так называемом «Украиногейте» — расследовании дел семьи Байдена на территории Украины, переросшее в попытки объявления импичмента президенту Дональду Трампу, якобы оказывавшему давление на украинскую власть с требованием предоставить компромат на Джо Байдена. Аналитический портал RuBaltic.Ru изучил угрозы украинской дипломатии из-за «Украиногейта».
В 2016 году в ходе выборов президента США власть Порошенко не скрывала того, что симпатизирует кандидату от демократов Хиллари Клинтон и видит угрозу в республиканце Дональде Трампе. Посол Украины в США Валерий Чалый открыто агитировал за Клинтон, зять Кучмы Виктор Пинчук щедро жертвовал в Фонд Клинтон, Яценюк и Аваков отпускали колкости в адрес Трампа.
Публикация «черной бухгалтерии» «Партии регионов» Виктора Януковича, где значилось имя Пола Манафорта, политтехнолога Трампа и экс-консультанта «регионалов», казалась власти Порошенко беспроигрышным шагом, который окончательно склонит чашу весов в пользу Клинтон.
Дальнейшее развитие событий хорошо известно.
Трамп выиграл выборы, что заморозило американо-украинские отношения в первые месяцы его президентства и вынудило администрацию Порошенко нанимать лоббистов в Вашингтоне для продолжения поддержки Соединенными Штатами Украины.
Но расследование спецпрокурора Роберта Мюллера, изучавшего «сговор Трампа с Кремлем», привело Манафорта к тюремному сроку по обвинению в финансовых махинациях в бытность его работы на «Партию регионов» и Януковича.
Дональд Трамп, пребывающий под угрозой отстранения от власти через импичмент (пускай вероятность этого минимальна), пытается контратаковать представителей Демократической партии, переводя расследование «украинского кейса» в плоскость содействия киевской власти Хиллари Клинтон в 2016 году.
Представляется, что в зависимости от исхода борьбы между Трампом и демократами будет меняться баланс сил внутри украинской власти.
Не секрет, что на демократов ориентирован целый ряд украинских политиков и чиновников (министры, правительственные советники, руководители органов центральной исполнительной власти и парламентских комитетов, дирекция «Нафтогаза Украины», представители наблюдательных советов госкомпаний), чье влияние стремится ограничить национальный капитал Украины, а именно группа Коломойского и ряд олигархов помельче.
После президентских выборов-2020 в США, по времени совпадающих с истечением годового иммунитета украинского Кабинета министров, в структурах власти и госкомпаниях Украины могут произойти серьезные перестановки. Это первое возможное последствие «Украиногейта».
Во-вторых, «Украиногейт» осложняет коммуникацию нынешней украинской власти с отдельными представителями западного истеблишмента.
Ряд косвенных свидетельств указывает на то, что команде Зеленского не удается организовать встречу с премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном.
Причина не только в занятости британского премьера в связи с «брекситом», но и в опасении попасть под подозрение в том, что он станет каналом коммуникации между Трампом и Зеленским в вопросе расследования дел семьи Байдена на Украине.
В-третьих, «Украиногейт» может в среднесрочной перспективе привести к сокращению финансовой и военно-технической помощи для Украины со стороны США. Особенно если Трамп сумеет переизбраться на президентский пост в 2020 году. Такой исход будет означать преодоление внутриамериканской политической фронды, подталкивающей Трампа более лояльно относиться к Киеву и ужесточать свою позицию по отношению к Москве.
Во второй половине этого года Трамп уже придерживал военно-техническую помощь для Украины, мотивируя это высоким уровнем коррупции в правительственных структурах Украины. В то же время оппоненты Трампа обвиняют его в том, что это был шантаж Киева с целью заполучения компромата на Байдена.
Впрочем, «Украиногейт» несет с собой не только риски для Киева, но и возможности. Уже не первый год большие гонорары и обильные возможности присвоения политико-коррупционной ренты манят на Украину зарубежных политтехнологов, политиков, лоббистов.
Для западных элит «Украиногейт» должен стать напоминанием, что связи с Украиной и попытки встроиться в непрозрачные финансовые схемы могут привести к негативным последствиям от краха политической карьеры до уголовного преследования.
Ведь вслед за Полом Манафортом правоохранительная система США может вплотную заинтересоваться Куртом Волкером, экс-спецпредставителем Госдепартамента по Украине.
Снизится ли в итоге степень внешнего воздействия на Украину по итогам расследования «украинского кейса» в США — вопрос открытый, но очевидно, что «Украиногейт» повышает подобные шансы.