Несмотря на напряженные отношения между Киевом и Варшавой, украинская власть рассчитывала, что западные соседи безоговорочно поддержат их «священную» борьбу с Россией в Керченском проливе. Со стороны первых лиц в правительстве Польши поддержка действительно последовала, причем немедленно. Но экспертное и журналистское сообщество, пытаясь осмыслить происходящее на Украине, в последние дни сомневается в правильности официальной позиции своей страны. Аналитический портал RuBaltic.Ru разбирался, почему поляки не оценили идею президента Петра Порошенко о введении военного положения.
В понедельник утром, отправив указ о введении военного положения в Верховную раду, Порошенко принялся обзванивать своих международных партнеров. В числе тех, с кем первым делом связался глава государства, были и представители Польши: президент республики Анджей Дуда и председатель Европейского Совета Дональд Туск.
Первый, если верить Порошенко, помог актуализировать украинский вопрос в повестке дня Совета безопасности ООН. Идею ввести военное положение Дуда также одобрил. Туск просто выразил обеспокоенность «из-за агрессивных действии России» и пообещал Петру Алексеевичу полную поддержку.
Чуть позже Польша окажется в числе первых стран, которые потребуют от мирового сообщества ужесточить санкции против РФ в связи с инцидентом в Керченском проливе.
Конечно, в сложившихся условиях Варшава пытается решить свои собственные задачи. Руководство страны наверняка рассчитывает, что очередной всплеск антироссийской истерии поможет им убедить Вашингтон в целесообразности размещения на своей территории постоянной американской военной базы. После переговоров с президентом США о ней публично заговорил сам Дуда.
Польша готова финансировать проект из собственного бюджета, но даже это не помогает соблазнить американцев. Возможно, сейчас Соединенные Штаты будут готовы пересмотреть свою позицию?
Между тем дешевая афера Петра Порошенко не нашла поддержки ни в Верховной раде, которая одобрила только «кастрированный» президентский указ, ни на международной арене. Реакция европейских партнеров оказалась нарочито сдержанной, Франция и Германия в итоге высказались против ужесточения антироссийских санкций.
Даже в Польше сложилась парадоксальная, на первый взгляд, ситуация. Эксперты и журналисты внезапно засомневались в том, что Варшава поступает правильно, безоговорочно поддерживая украинского президента-банкрота.
Сотрудник Высшей школы социальной культуры и средств массовой информации в Торуне и Люблинского Католического университета Мечислав Рыба в интервью Nasz Dziennik прямо заявляет, что к введению военного положения украинского президента подтолкнуло скорое начало избирательной кампании. Следовательно, эту ситуацию нельзя «описывать в категориях черное — белое».
«Мне представляется, что это игра, служащая интересам команды Порошенко, который теряет поддержку. Перспектива того, что он станет победителем ближайших выборов, весьма туманна, а если он проиграет, весь его политический лагерь может потерпеть поражение на выборах и лишиться власти», — говорит Мечислав Рыба.
Об этом, в сущности, говорят и на Украине. Но настоящим ударом ниже пояса со стороны польского эксперта стали размышления о том, что его соотечественники получают за вовлеченность в дела украинцев. Пока что ответные «презенты» Варшаву откровенно не радуют.
Мечислав Рыба вспоминает о недавнем скандале вокруг Лычаковского кладбища и заканчивает интервью такими словами: «Нужно постоянно напоминать о том, что мы не можем ущемлять себя, оказывая поддержку Украине, она должна нам чем-то отплатить».
Директор варшавского Центра восточных исследование Адам Эберхардт также утверждает, что введение военного положение на Украине нацелено на решение внутриполитических задач действующего президента. Эксперт не считает это решение обоснованным, хоть и не ставит под сомнение агрессивные планы Путина.
«Произошедший инцидент, конечно, вызвал шумиху в СМИ, но при этом не был настолько серьезным, как то, с чем мы сталкивались в последние годы, — подчеркивает Эберхардт. — Напомню, это был период войны с Россией, когда каждый день погибало несколько десятков, а порой и несколько сотен украинцев. И никто тогда военное положение не вводил».
Но самой показательной в этом контексте оказалась, пожалуй, публикация в газете Rzeczpospolita. Бывший заместитель ее главного редактора Анджей Талага приходит к совершенно неутешительным для Украины выводам: Польше нужно отказаться от безоговорочной поддержки своего восточного соседа.
«Похоже, что Киев никогда не приблизится к НАТО и ЕС, что должно привести к переосмыслению польской восточной политики. Вместо относительно стабильного буфера между нами и Россией мы имеем и будем иметь в будущем нечто вроде современного аналога "Дикого поля"».
Выход из тупика Талага видит в поддержке украинских «олигархических клик». Дескать, сдаваться на милость Москве они не собираются, это не в их интересах. Да и реальная власть сконцентрирована в руках олигархов.
«Они управляют и будут управлять Украиной, они решают ее судьбу. Давайте поддержим украинских магнатов, поддержим тех, кто является более надежным барьером для России. Это игра на много лет, может быть, десятилетия, но альтернативы для нее нет», — подытоживает Талага.
Своеобразной вишенкой на торте стал репортаж польского телеканала TVP1, во время которого зрителям была показана карта Украины без Крыма. Полуостров хоть и не был отмечен тем же цветом, что и территория РФ, но от «незалежной» его почему-то отделяла российско-украинская граница…
Реакция польских СМИ на введение военного положения в соседней стране более чем показательна.
Когда дело доходит до реального военного столкновения между Киевом и Москвой, поляки вспоминают, что они живут не в черно-белом мире. Внезапно на Украине появляются и внутриполитические факторы, и амбиции Петра Порошенко, который цинично эксплуатирует тему «российской агрессии».
Ввязываться в войну из-за Украины не готовы не только страны «Старой Европы» (в принципе, они об этом говорят открыто), но и самые заядлые критики Кремля вроде Польши.
Само по себе введение военного положения на Украине не сулит полякам ничего хорошего. У них под боком действительно оказалось «Дикое поле», о котором пишет Анджей Талага: в течение тридцати дней часть страны будет находиться в правовом вакууме, а в кресле президента по-прежнему сидит человек, который, как показывает практика, ради переизбрания готов идти на любые авантюры.
По иронии судьбы, как раз в последние дни Польша имела возможность лицезреть, что такое беззаконие по-украински.
На польско-украинской границе водители автомобилей с еврономерами — так называемые «евробляхеры» — перекрывали движение, жгли покрышки, возводили баррикады, устраивали драки.
Зачинщиков беспорядков Польша уже хочет наказать. По словам руководителя Львовской таможни Льва Прокипчука, Варшава просит предоставить информацию об участниках блокады, чтобы впредь не позволить им пересекать границу и аннулировать их «карты поляка», если они выдавались.
Что выиграет Польша от дальнейшей хаотизации общественно-политической жизни на Украине, которую может спровоцировать неадекватная украинская власть? Стоит ли поддерживать преступную клику Порошенко? Поляки, похоже, серьезно задумались над этими вопросами.