Прибалтийская тройка начала конкурировать по количеству выявленных нежелательных российских граждан. Так, новой жертвой списка персон нон грата стал известный российский политолог Сергей Михеев. Причём в отличие от предыдущих схожих случаев теперь Литва решает не только за себя, но и за всю шенгенскую зону. Свою оценку этому инциденту в интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru дал литовский журналист Артурас РАЧАС:
- Г-н Рачас, в последние месяцы участились случаи отказа российским гражданам, особенно представителям экспертного сообщества, в возможности въезда в страны Балтии. В Литву недавно не пустили историка Дюкова, в Эстонию - академика Тишкова и политолога Жарихина. В Латвии ещё и запрещают въезд артистам. Сегодня стало известно, что теперь и в Финляндию не пустили политолога Сергея Михеева. Это было сделано после того, как Литва попросила аннулировать шенгенскую визу российского эксперта. Как Вы оцениваете данное событие?
- Если это правда, то я думаю, что это натуральное политическое продолжение санкций. В сегодняшних обстоятельствах это обычное дело.
- Когда Литва или любое другое государство не пускает к себе какую-либо персону, то это ещё полбеды. Но вправе ли страна решать за своих соседей в таких ситуациях?
- На самом деле, очень интересно было бы взглянуть на этот документ-просьбу, если таковой был, чтобы посмотреть, чем Литва аргументировала своё прошение. Я так понимаю, для того, чтобы в Евросоюзе было принято решение не впускать в шенгенское пространство, должны быть представлены веские аргументы.
Принцип работы можно сравнить с международными арестами Интерпола, когда выдаётся ордер и все государства, вне зависимости от того, куда приехал искомый преступник, имеют право арестовать его и передать государству, просившему помочь в задержании данного лица. Я думаю, что здесь система похожа. Литва должна была представить достаточно убедительные аргументы, чем Сергей Михеев так опасен для Литвы и всего ЕС. Евросоюз нужно было убедить, что господин Михеев, въехав в Финляндию, может, например, учинить государственный переворот.
- Относительно позиции ЕС: в недавнем интервью посла ЕС в РФ Вигаудаса Ушацкаса говорится о том, что ЕС не только не собирается усложнять доступ российским гражданам на свою территорию, а, наоборот, стремится его упрощать. Не видите ли Вы здесь противоречия между позициями Брюсселя и Вильнюса?
- Скорее всего, эти слова господина Ушацкаса были сказаны в другом контексте. Видимо, он говорил о том, что упрощённый режим получения шенгенских виз для россиян мог бы помочь нам в общении. Но, с другой стороны, у нас существует тенденция, когда ЕС из-за ситуации на Украине сам принимает решение не впускать на свою территорию некоторых нежелательных людей.
Можно предположить, что Михеев - это часть тех санкций, которые ЕС противопоставляет России.
- Как, на Ваш взгляд, стоило бы реагировать России на подобные инциденты?
- Россия может реагировать похоже. Обычно в дипломатических отношениях на действие бывает и противодействие. То есть если какая-либо страна высылает дипломатов другой страны со своей территории, то чаще всего страна, дипломаты которой были высланы, тоже высылает нескольких дипломатов.
Я предполагаю, что Россия может поступить так же: составить список нежелательных персон, скажем, тех же литовских граждан, коими могут оказаться и политики, и предприниматели, и спортсмены…
Короче говоря, Россия тоже может предпринять некоторые действия, которые больно ударят по той же Литве. Однозначно можно сказать, что ни России, ни Литве это ничего хорошего не принесёт.
- Как Вы думаете, могут ли подобные инициативы властей стран Балтии ухудшить в целом политические отношения между ЕС и Россией?
- Это точно не улучшает отношений. Скажем, тот же Сергей Михеев - скорее всего, он не единственный, кто был в том списке.
Можно предположить, что фамилий тех, кому запретили въезд на территорию, там было «-дцать».
В любом случае, это вызовет отрицательную реакцию в России, и можно предположить, что, скорее всего, Россия предпримет ответные действия и всё это сделает наши отношения только хуже.