Один из символов советского застоя – вредная вахтерша в старом общежитии – становится политическим кредо Литовской республики. Не имея серьезного влияния в рамках «европейского общежития», руководство этой республики пытается продемонстрировать окружающим собственную важность всеми подручными средствами – хоть бы и запрещая въезд на территорию шенгена всем непонравившимся людям. Одной из жертв этого «синдрома вахтерши» г-жи Грибаускайте стал российский политолог Сергей МИХЕЕВ:
- Сергей Александрович, насколько нам стало известно, по просьбе Литвы Вам было отказано во въезде в шенгенскую зону. Не могли бы Вы рассказать, что именно случилось и объяснили ли Вам причины этого запрета?
- Да, я не смог въехать в шенгенскую зону по запросу Литвы.
Причины мне не объясняли, есть они или нет – непонятно. Я подозреваю, что это мелкая месть литовских властей за мою позицию касательно политической ситуации, украинского кризиса и роли Литвы в этом деле.
- Собираетесь ли Вы предпринимать какие-либо действия для решения этого вопроса?
- Я лично ничего предпринимать сейчас не собираюсь, я ничего не совершал. У меня в порядке и паспорт, и виза. Визу я получал от польской стороны и уже по ней ездил, но пограничники сказали, что по запросу Литвы они меня впустить не могут.
Я подчинился всем их действиям, но в итоге меня высадили в поезде, в котором я ехал из Питера, заложили руки за спину и вывернули все карманы. А потом забрали багаж и посадили в полицейскую машину на заднее сидение, то есть за решетку, где место для заключенных.
В итоге меня привезли в полицейское отделение аэропорта и посадили здесь в закрытое помещение, где я и жду решения вопроса. Понятно, что они выполняют должностные инструкции, но с другой стороны, обращаться со мной как с преступником нет оснований, потому что я никаких преступлений не совершал. Я не пытался нелегально пересечь границу, виза у меня в порядке, и о запросе Литвы я ничего не знал.
Обращаются со мной в целом корректно, но как с преступником. Когда тебе заламывают руки и выворачивают карманы, это не похоже на обращение с законопослушным гражданином, который абсолютно ничего не совершил.
- При этом Вас не предупредили заранее о таком шаге со стороны Литвы?
- Конечно же, нет! Я ничего об этом не знал. Если бы знал, то естественно, не поехал бы. Я же не боевик, а политолог. Я не собирался прорываться с боем на территорию шенгенской зоны. Меня поставили перед фактом в момент пересечения границы: нашу границу я переехал спокойно, а на финской они стали проверять что-то по базе и сообщили мне вот такие новости.
Литва меня ни о чем не предупреждала, и в открытых источниках такой информации не было. Повторюсь, если бы я об этом знал, то не поехал, потому что не вижу смысла этого делать, зная, что на границе будет инцидент.
- Не являются ли, на Ваш взгляд, подобные действия злоупотреблением своего положения в Евросоюзе со стороны Литвы?
- Это надо уточнять у юристов и специалистов в области международного права. Лично мне это кажется странным: литовская власть за что-то на меня обиделась, или, возможно, имела место техническая ошибка, и теперь я не имею права въезжать в шенгенскую зону вообще.
Если они не хотят пускать меня в Литву, пусть запретят мне въезд на территорию Литвы. Но при чем здесь другие страны?
Я считаю, что это нарушение моих прав, а также борьба со свободой слова. Фактически, я страдаю за убеждения и за то, что я посмел высказать критику в адрес литовских властей. Мне кажется, что это абсолютно антидемократично, и если такая практика в Евросоюзе есть, то это не делает ему чести.
- Вы уже далеко не первый представитель экспертного сообщества, кому за последние пару месяцев запретили въезд в Прибалтику. Можно ли говорить о стремлении стран Балтии полностью разорвать общественный и экспертный диалог между Россией и ЕС? К чему это может привести?
- В том-то и дело, это тенденция. По сути, это попытка заткнуть рот альтернативной точке зрения. Власти этих стран пытаются не дать возможности своему населению услышать альтернативную точку зрения. Они просто боятся свободы слова.
Тем более, что я не собирался ехать в Литву. Я пересекал границу России и Финляндии. Я собирался несколько дней побыть в Финляндии, а потом поехать в Таллин к своему коллеге Игорю Тетерину, который меня ожидал.