Реакция стран Балтии на учения «Запад-2017», которыми продолжают запугивать уже после их окончания, — новый уровень антироссийского психоза. Аналитический портал RuBaltic.Ru представляет 7 базовых причин, по которым прибалтийские политики распространяют этот психоз среди населения и на международной арене.
Отработка заказа США
Геополитическая функция Литвы, Латвии и Эстонии как независимых государств — реализация американской стратегии «сдерживания России». Тактика Соединенных Штатов по противодействию своим конкурентам в разных частях света, оспаривающих американские претензии на глобальное лидерство, состоит в создании по периметру стран-конкурентов враждебных политических режимов.
В частности, страны Прибалтики нужны Америке для того, чтобы разрушать сотрудничество России с Западной Европой, не давать Берлину или Парижу сближаться с Москвой.
Геополитическая функция Литвы, Латвии и Эстонии как независимых государств — реализация американской стратегии «сдерживания России»
Для этого нужно постоянно воспроизводить миф о военной угрозе «цивилизованному миру» со стороны России и требовать от западноевропейских союзников не сотрудничать с Москвой, а проявлять солидарность и демонстрировать единство с «демократической Балтией» в ее непрекращающейся борьбе с «имперскими амбициями» Кремля.
Оправдание милитаризации
Прибалтика полным ходом превращается в боевой плацдарм НАТО. В нее завозятся наступательные вооружения, в ней размещаются интернациональные батальоны, а лидеры Литвы, Латвии и Эстонии, поднимая ставки, требуют размещения в своих странах систем ПРО. Военные расходы в Прибалтийских республиках в последние годы были увеличены вдвое, в Литве была восстановлена всеобщая воинская повинность.
Политикам надо оправдываться перед населением и за рост военных бюджетов в ущерб социальным расходам, и за призыв, и за превращение своих стран в объект первого удара в случае конфликта России и НАТО. Нужно оправдываться и перед Европой: за превращение региона Балтийского моря в еще один источник военно-политической напряженности — будто мало европейцам Восточного Средиземноморья или Балкан. «Российская угроза» является универсальным оправданием и для внутренней, и для внешней аудитории.
У американцев большие планы по дальнейшей милитаризации Прибалтики и ее превращению в военный полигон на границе с Россией, и по мере реализации этих планов обращение к теме «агрессивного восточного соседа» будет становиться всё более актуальным.
Адажи (Латвия) — крупнейший полигон в странах Балтии, где можно проводить масштабные натовские учения
Усиление военного присутствия НАТО в восточной части Балтийского моря началось еще до украинского кризиса и не является защитной реакцией на события 2014 года. В случае дальнейшего усиления, даже если Россия будет проводить учения на Дальнем Востоке, в Вильнюсе, Риге и Таллине всё равно скажут, что они проводятся с целью запугать страны Балтии в непосредственной близости от их границ.
Привлечение внимания
Страны Балтии неинтересны внешнему миру, притом что они в этом интересе остро нуждаются. Литва, Латвия и Эстония зависимы от западных союзников экономически и политически. Им надо добиваться выделения дотаций из еврофондов, учета их интересов при распределении Еврокомиссией сельскохозяйственных квот, при принятии ключевых решений Европарламентом. Наконец, прибалтийским руководителям хочется делать карьеру в институтах ЕС и других интеграционных структурах Западного мира, а для этого необходимо внимание западных коллег.
Однако этого внимания нет. Страны Балтии существуют на самой дальней окраине Западного мира, и в Брюсселе о них и их представителях всё время забывают.
Четверть века русофобской политики и существования в статусе антироссийской «буферной зоны» привели к тому, что единственное, чем Прибалтика может привлечь внимание Запада и напомнить о своем существовании, — это Россия.
Прибалтийским руководителям хочется делать карьеру в институтах ЕС и других интеграционных структурах Западного мира, а для этого необходимо внимание западных коллег
Без России Прибалтийские страны ничего из себя не представляют на международной арене, а вот соседство с Россией превращает их из «ничто» в «нечто». Российская тема — единственное, чем Прибалтика может напомнить о себе. Поскольку же от функции геополитического «моста», соединяющего Россию и Запад, Литва, Латвия и Эстония отказались еще в 1991 году, единственно возможный для них вариант использования российской темы — это истерить о растущей угрозе российской агрессии, требуя себе в связи с этим повышенного внимания, защиты и финансирования.
Оправдание перед избирателем
Раскручивание темы «русской угрозы» — счастливая возможность для прибалтийских правительств избежать разговора о плачевных результатах своего правления. Вопреки хвалебным заявлениям политиков об «истории успеха» и росте ВВП, Литва с Латвией третий год подряд бьют мировые и исторические рекорды эмиграции населения. Скандинавский уровень жизни, который обещали лидеры «Саюдиса» и «Народных фронтов», не только не достигнут — сегодня Прибалтика живет хуже, чем жила во времена «проклятой оккупации».
Спустя 13 лет после вступления в Евросоюз Литва, Латвия и Эстония всё так же плетутся в хвосте всех европейских индексов материального благополучия, социальных гарантий, уровня жизни. Они по-прежнему одни из самых бедных стран ЕС.
Чтобы избежать «разбора полетов» о том, как же так получилось, почему мечты не сбылись, а предвыборные обещания остались не выполнены, прибалтийские политики переводят разговор на тему «русской угрозы».
Зачем говорить о критическом положении в здравоохранении из-за хронического недофинансирования и эмиграции врачей, если можно поговорить о потенциальной угрозе со стороны учений «Запад-2017». О животрепещущих проблемах Прибалтики ее руководящим кадрам говорить до того не хочется, что «Западом-2017» продолжают запугивать даже после того, как учения закончились.
Коррупция
Для прибалтийских политиков и чиновников антироссийская паранойя — способ хорошо заработать. Военные подряды исторически были источником сказочного обогащения. Поставки в армию вооружений, обмундирования, продовольствия, инвентаря, покупка военной техники за рубежом — всё это бездонные кладези для обогащения властей Литвы, Латвии и Эстонии и их западных союзников.
За годы милитаризации в Прибалтике уже прогремел скандал с «золотыми вилками» Минобороны Литвы, когда столовые приборы для солдат закупались по ценам, в несколько раз превышающим их реальную стоимость.
Министр обороны Литвы Юозас Олекас
Увеличивающиеся военные бюджеты идут на закупку у союзников по НАТО устаревшей военной техники по баснословной цене. Подобные сделки явно содержат коррупционную составляющую. Чтобы оправдаться за них и продолжать закупать металлолом по цене новейших вооружений, прибалтийским правительствам нужно всё время подогревать антироссийский психоз и кричать, что Россия вот-вот нападет.
Самоутверждение
Превращение своих стран в антироссийский фронтир и русофобские выступления на международных площадках — для деятелей из Прибалтики это способ самоутвердиться и повысить свою значимость в истории.
Кто такая Даля Грибаускайте без России? Бездарный руководитель, в правление которого от жизни в Литве отказалось большинство молодых, активных, творчески мыслящих граждан.
Зато называя Россию террористическом государством и сравнивая ее лидера с Гитлером, Грибаускайте утверждает себя в мысли, что она — великий государственный деятель, достойно продолжающий дело Великого княжества Литовского.
Конечно, внешняя политика Вильнюса при Грибаускайте побила все рекорды по русофобии, но непохоже, чтобы современники признали «величие» такой политики. И едва ли его признают потомки. Впрочем, Дале Поликарповне и ее коллегам в Латвии и Эстонии это не мешает продолжать закатывать антироссийские истерики на международной арене в полной уверенности, что таким образом они гарантируют себе место в истории.
Культура страха
Ксенофобия — боязнь и неприятие всего чужого — это основа основ Литовского, Латвийского и Эстонского государств. Всю свою историю прибалтийские народы испытывали давление «больших и сильных»: русских, поляков, шведов и немцев — и мечтали отгородиться от внешнего мира и изолированно жить на своем хуторе. Страх перед Чужим — определяющая черта прибалтийских культур; лучше всего это показано в знаменитом латышском мультфильме об истории Латвии.
Если бы России не было, то ее надо бы было придумать, потому что Прибалтике необходим образ Чужого, несущего вечную внешнюю угрозу ее существованию.
Этот Чужой не обязательно должен быть реальным — он может, как Зверь из «Повелителя мух» Уильяма Голдинга, существовать только в воображении литовцев, латышей и эстонцев. Но он должен быть, поэтому, не будь России, на роль экзистенциальной угрозы Прибалтике выбрали бы кого-нибудь еще. Но раз Россия есть и бояться ее по вышеприведенным причинам выгодно, то бояться надлежит именно ее.