Внутренняя и внешняя политика Литвы в последние дни блистает эксцентрикой. Литовские политики в очередной раз ищут во власти «руку Кремля», которой в республике нет и в помине, а параллельно грозят Латвии жалобой в Еврокомиссию за готовность покупать энергию Белорусской АЭС. Поведение правящего класса представляет особый интерес для политической антропологии: любо-дорого наблюдать, как Вильнюс на пустом месте разворачивает «охоту на ведьм» внутри страны и добивает «балтийское единство», лишая Литву союзников в мире.
Вторую неделю в Литве мусолится личное дело гражданки Розовой Ирины Анатольевны, депутата Сейма нескольких созывов. Литовские консерваторы, очевидно, пришли к выводу, что давно уже они не искали черную кошку в темной комнате и не напоминали литовцам о существовании «русской угрозы». И принялись искать, из чего бы можно раздуть шпионский скандал.
Довольно быстро (мастерство не пропьешь) повод был найден. Бдительные «ландсбергисты» обнаружили, что депутат Сейма из партии «Русский альянс» (фракция «Избирательная акция поляков Литвы») Ирина Розова участвовала в сессии Межпарламентской ассамблеи православия в Тбилиси. В той самой сессии, на которой соратники Михаила Саакашвили устроили провокацию и облили минералкой депутата Госдумы, которого организаторы мероприятия посадили в кресло председателя грузинского парламента.
Как все помнят, скандал в Тбилиси прогремел в июне. Бдительные литовские «патриоты» очухались в августе. Спрашивается, почему они «погнали волну» только два месяца спустя, когда про межпарламентскую ассамблею православия и клинч между Грузией и Россией давно уже позабыли? Видимо, потому что более убедительного повода пустить по Литве очередной приступ шпиономании не нашлось.
Впрочем, притянутость повода за уши не мешает «ландсбергистам» вопить, что Россия с помощью депутата Розовой пытается прибрать к рукам всю Литву.
«Если мы не будем обращать внимание на те вещи, о которых предупреждают люди из Департамента госбезопасности, то мы своими собственными руками широко распахнем двери влиянию Москвы. Фактически это означает, что влияние России на события в Литве увеличится, что в конечном счете может закончиться тем, что Кремль окажется близок к тому, чтобы подчинить себе нашу страну», — прокомментировал травлю Розовой литовский политолог Марюс Лауринавичюс. Он и многие литовские политики на полном серьезе считают, что приглашение литовского депутата на встречу православных парламентариев — это признак стремления России влиять на внутреннюю политику Литвы.
Ощущение нелепицы усиливает то обстоятельство, что Литва — один из учредителей Межпарламентской ассамблеи православия, и в 2003 году ассамблея заседала в Вильнюсе. Понять литовских политиков, устроивших из-за участия в этом формате травлю коллеги, становится окончательно невозможно.
Остается лишь отказаться от допущения, что действия сеймунасов рациональны, и рассматривать их поведение как экзотический ритуал.
Кто-то каждый год 31 декабря ходит в баню, а вот у литовских «патриотов» принято каждый год находить «ведьму» и травить ее всей Литвой. В позапрошлом году на роль «ведьмы» была выбрана Рута Ванагайте, в прошлом — Вячеслав Титов, а теперь вот Ирина Розова.
Среди наук о политике существует политическая антропология, особенность которой — отказ рассматривать политические отношения как рациональные, связанные с лоббированием интересов, борьбой за власть, проведением в жизнь своего курса. Вместо этого политика понимается как набор ритуальных практик, присущих той или иной культуре.
Политическая антропология выросла из этнографии, изучавшей первобытные, примитивные общества. Однако кто сказал, что на современном материале нельзя использовать ее методы? Чем племенной совет папуасов с Новой Гвинеи отличается от Сейма Литвы? Судя по травле Розовой, ничем. Те же ритуальные жертвоприношения и танцы с бубном у огня.
Так что во многих случаях можно не задаваться вопросами, зачем руководству Литвы это нужно, а рассматривать его действия как обязательный к исполнению ритуал.
Во внешней политике (например, у Литвы) есть традиция вдрызг разругиваться с одним из соседей, лишая себя союзников и утверждаясь в звании осажденной крепости.
Непревзойденной мастерицей свариться с соседями считалась Даля Грибаускайте, но и после ухода Дали Поликарповны на пенсию дело ее живет, потому что — традиция. На днях Литва пригрозила Латвии жалобой в Еврокомиссию, если та будет покупать электроэнергию Белорусской АЭС. Та же участь — судиться с Литвой в Брюсселе — нависла и над Эстонией, власти которой не исключили, что тоже будут покупать энергию БелАЭС.
Бессмысленно здесь спрашивать, какое право имеет Литва указывать другим странам, какую энергию им покупать, и грозить за непослушание пойти писать докладную в «обком». От литовских деятелей приходится ожидать и не такого.
Этой весной министр иностранных дел Литвы осудил президента Эстонии за встречу с Владимиром Путиным и предложил впредь подобные мероприятия согласовывать с Вильнюсом. И ничего странного в таком поведении главы МИД депутаты Сейма Литовской Республики не нашли: как ни в чем не бывало продолжили искать признаки вмешательства России в дела Литвы.
Для литовских «патриотов» как во внутренней, так и во внешней политике происходит ритуальный процесс деления на своих и чужих: тех, кто разделяет их цветные галлюцинации о «руке Кремля», «ядерной гибели» от БелАЭС и тому подобных вещах, и тех, кто предлагает сказать «нет» наркотикам и начать мыслить разумно.На последнее папуасы из руководства Литвы неспособны, поэтому тех, кто мыслит разумно сам и то же предлагает им, они автоматически исключают из списка своих.