Наряду с Литвой, изначально занявшей по украинскому вопросу наиболее непримиримую позицию, радикальной точки зрения на эту проблему придерживается и руководство Польши. Причина всё та же – подконтрольность политики страны интересам США. Тем не менее, есть в польско-литовских отношениях и точки напряжения, главная среди которых – правовое положение польского нацменьшинства в Литве. О том, какая позиция Варшавы по Украине соответствовала бы национальным интересам Польши и как повлияют на польско-литовские отношения последние решения правящей коалиции Литвы, ограничившие присутствие в правительстве Избирательной акции поляков Литвы, порталу RuBaltic.Ru рассказал директор Европейского центра геополитического анализа Матеуш ПИСКОРСКИ, выступавший на летней школе для молодых журналистов Studia Baltica, проводимой Центром общественно-политических исследований "Русская Балтика" при поддержке Российского Союза Молодёжи и БФУ им. И. Канта. Предлагаем Вашему вниманию вторую часть беседы (начало здесь):
- Г-н Пискорски, Польша, как страна ЕС, присоединилась к санкциям против России, соответственно, затронули Польшу и ответные российские санкции. Можно ли сейчас сказать, к каким последствиям для экономики Польши приведёт санкционная война? И проявился ли уже какой-то эффект от этих санкций?
- По официальным данным, в период с января по май 2014 г. экспорт польских товаров в Россию сократился на 7%.
Это уже определённые потери польских предпринимателей, нашего бизнеса.
Но всё ещё впереди, мы это прекрасно знаем. Польское Министерство хозяйства уже подсчитало, что потеря российского рынка обойдётся нашей сельскохозяйственной отрасли как минимум в 2 млрд. долларов ежегодно.
Нет никаких шансов на замену этого рынка иным. Африка? Абсурд!
Страны Азии также не являются наилучшим вариантом решения проблем, поскольку их рынки давно сформированы.
Поэтому наилучшим решением станет развитие контактов с Беларусью. И попытка поставок переработанного в этой стране сырья на российские рынки.
Более того, скажу, что, скорее всего, санкции приведут к падению экономики Германии. Если это случится, то надо учитывать тот фактор, что Польша в немалой степени зависит от экономики Германии. Мы являемся частью великой экономической зоны этой страны. Кризис в Германии приведёт к сокращению рабочих мест и в Польше.
Всё ещё впереди. Экономическая война продолжится. А Польша уже в следующем году будет находиться в состоянии глубокого экономического кризиса. Это приведёт к социальным волнениям, а там выборы недалеко.
- А сейчас предпринимаются шаги, чтобы снизить неприятные последствия от эмбарго?
- Сейчас предпринимаются шаги на уровне Евросоюза. Некоторые представители Еврокомиссии рассматривают как альтернативу сложившейся ситуации возможность создания свободной зоны торговли с США.
Но, на мой взгляд, правы эксперты, считающие, что вход ЕС в зону свободной торговли приведёт к углублению экономического кризиса.
- Если говорить о польско-литовских отношениях: Вы наверняка знаете об очередном правительственном кризисе в Литве, связанном с «Избирательной акцией поляков Литвы». Министр энергетики Ярослав Неверович ушёл в отставку. Как Вы оцениваете данное событие?
- Это вряд ли повлияет на общую линию правительства.
Я не очень понимаю, в чём заключается проблема с самим министром. Он недавно объявил об обеспечении литовской энергетической безопасности после подписания контракта с норвежской компанией.
Видимо, литовская сторона поняла, что этот небольшой контракт в случае российско-литовского кризиса никак не спасёт их.
И, если будет продолжаться кризис российско-европейских отношений, который отразится и на литовско-российских отношениях, возможно, нас вообще ожидают досрочные выборы в Литве.
Никто не захочет нести политическую ответственность за то, что может случиться.
- Повлияет ли тот факт, что ИАПЛ потеряла единственное министерское кресло, на литовско-польские межгосударственные отношения?
- Не думаю. Надеюсь, это повлияет на то, что Вальдемар Томашевский и его партия смогут занимать более жёсткую реалистичную позицию по некоторым решениям литовского правительства.
На самом деле, важнее контролировать не одно министерское кресло, а через депутатов - все действия парламента. Давать свои оценки действиям литовской власти, которые связаны с национальными меньшинствами.
- Почему ИАПЛ всё же осталась в коалиции? Есть ли, на Ваш взгляд, у консервативного крыла литовской элиты, включая президента Грибаускайте, цель «выдавить» литовских поляков из правительства?
- Конечно, их пытаются вообще выдавить из парламента.
Предполагаю, что многие представители консервативных националистических движений рассматривают ИАПЛ чуть ли не как кремлёвский проект.
Думаю, следует ожидать того, что если консерваторы вновь придут к власти, то, возможно, будет внесён запрет на деятельность такого рода структур, как ИАПЛ.
- Томашевский предлагает теперь г-на Неверовича на пост мэра Вильнюса. Есть ли, по-вашему, у Ярослова Неверовича шанс занять этот пост?
- Конечно, это вполне возможно. Все-таки поляки составляют около 16% населения Вильнюса. Другое дело, что в данном случае надо было бы создавать коалицию, например, с Партией труда.
- Каков Ваш прогноз развития межнациональных отношений в Литве в ближайшее время под воздействием украинского фактора?
- Если поменяется, то только в худшую сторону. Ухудшатся отношения правых консервативных политиков с представителями национальных меньшинств.
На фоне украинских событий уже начинается волна обвинений польских и русских структур в том, что на самом деле они выполняют какие-то неизвестные заказы из Кремля. Я больше чем уверен, что этот чёрный пиар будет продолжаться.