Президенты Литвы и Латвии и председатель парламента Эстонии прибыли в Тбилиси, чтобы поздравить Грузию со столетием независимости. В честь юбилея Литва переименовала Грузию в Сакартвело, Грузия Литву – в Лиетуву, а Даля Грибаускайте объявила кавказскую республику лидером программы «Восточного партнерства» и лучшим партнером НАТО на Кавказе. Нынешние дифирамбы в адрес Грузии являются отголоском всемерной поддержки, которую страны Балтии оказывали этой стране 10 лет назад. Главный комплимент прибалтийских лидеров состоит в фиксации того факта, что Грузия упорно стремится в НАТО и Евросоюз.
Пик поддержки Прибалтикой Грузии пришелся на президентство Михаила Саакашвили. Тогда Грузия во внешней политике Литвы, Латвии и Эстонии занимала нишу, которую сегодня занимает Украина. Полное и безоговорочное одобрение антироссийского режима именно за то, что он антироссийский, отказ замечать какие-либо негативные стороны этого режима, заступничество за Саакашвили на Западе, комсомольский энтузиазм с призывами как можно быстрее принять Грузию в ЕС и НАТО.
Литва была инициатором митинга солидарности президентов Грузии, Польши, Украины и стран Балтии в августе 2008 года в Тбилиси — сразу после «пятидневной войны». Президент Грузии Михаил Саакашвили в знак благодарности вручил президенту Литвы Валдасу Адамкусу высшую военную награду страны — орден Вахтанга Горгасала первой степени, а в 2009 году назвал в честь литовского коллеги бульвар в Анкалии.
«Литва всегда была нашим самым главным гидом по европейской интеграции, и я думаю, что это останется неизменным, это только наберет силу», — говорил Саакашвили.
Литва, Латвия и Эстония для Грузии при президенте Саакашвили были образцом для подражания и светочем «европейского выбора» в большей степени, чем для всех других стран — участниц «Восточного партнерства», потому что Прибалтика учила в первую очередь не европейским реформам, а отмежеванию от России.
Поэтому, когда Михаил Саакашвили проиграл выборы и бежал из страны, пригибаемый грузом заведенных на него в Грузии уголовных дел, энтузиазм трех прибалтийских республик в отношении одной закавказской пошел на спад. Нет, Грузия не сменила геополитический вектор на пророссийский, она осталась приверженной курсу на членство в ЕС и НАТО. Но там пришли к выводу, что прозападный курс не означает обратной зависимости: чем лучше становятся отношения с Вашингтоном и Брюсселем, тем хуже должны быть отношения с Москвой. И, к вящему огорчению прибалтийских политиков, принялись налаживать отношения с северным соседом.
За несколько лет после Саакашвили Тбилиси снизил градус русофобии в грузинских СМИ, отменил визы для россиян, сформировал у российских туристов моду на Грузию, отказался от присоединения к санкциям против России и добился возвращения грузинской продукции на российский рынок.
Уже не Прибалтике впору учить Грузию европейской интеграции, а Грузии — Литву, Латвию и Эстонию выстраиванию нормальных отношений с соседом, с которым эти отношения считались безнадежно испорченными.
Но для стран Балтии неприемлемо, чтобы постсоветские страны по отношению к ним выступали в роли учителя, а не ученика. И уж тем более учили их добрососедским отношениям с Россией. Так что интерес Прибалтики к Грузии подугас, тем более что через два года после ухода из власти Саакашвили начался Майдан и место маленькой закавказской республики в качестве передовой антироссийского фронта заняла огромная Украина.
Поэтому прибытие балтийских лидеров в Тбилиси и их дифирамбы успехам Грузии на «пути в Европу» были отголоском былой поддержки.
Прибалтика по-прежнему готова хвалить Грузию исключительно за приверженность западному вектору во внешней политике и стремление войти в ЕС и НАТО — иных критериев эффективной политики для ее руководства просто не существует.
Президент Литвы Даля Грибаускайте назвала Грузию лидером программы «Восточного партнерства» ЕС и лучшим партнером НАТО на Кавказе. На встрече с грузинским коллегой Георгием Маргвелашвили президент Литвы говорила о подготовке летнего саммита НАТО и координации действий Вильнюса и Тбилиси, направленных на форсированное сближение Грузии с Североатлантическим альянсом.
В качестве подарка к столетию провозглашения республики официальный Вильнюс решил впредь именовать Грузию ее оригинальным названием — Сакартвело. Официальный Тбилиси в ответ заявил, что будет называть Литву Лиетувой. Это, конечно, символический жест, но при ограниченности литовских ресурсов нужно быть благодарными и за символическую поддержку Вильнюса.
«Необходимо сохранять ускорение, которое получили реформы, продолжать укрепление правовой системы и независимости правоохранительных органов, свободы слова и борьбы с коррупцией», — поучала грузин Грибаускайте, объясняя, что еще предстоит сделать Грузии для скорейшей интеграции в ЕС.
Страны Балтии остаются верны себе. Их пастырская проповедь странам «Восточного партнерства» неизменна. Будьте паиньками, проводите структурные реформы, внедряйте демократические стандарты, прививайте европейские ценности, уважайте права человека, — в общем, пройдите тот же путь, что и мы, и вы повторите нашу историю успеха и станете членами Евросоюза.
Фокус в том, что Прибалтика тот путь, о котором она читает нотации постсоветским республикам, не проходила и никакой «истории успеха», которая обеспечила Литве, Латвии и Эстонии членство в Евросоюзе и НАТО, у этих стран нет.
В западные интеграционные структуры страны Балтии взяли без уважения прав человека, без демократии, без свободы слова, с институтом неграждан, с поражением в правах национальных меньшинств, с преследованиями за неугодную точку зрения. Экономики Литвы, Латвии и Эстонии не соответствовали Маастрихтским критериям членства в ЕС, эти страны не выделяли на военные расходы 2% ВВП, положенных по стандартам НАТО.
Тем не менее их приняли и в ЕС, и в НАТО. Вхождение Прибалтики в эти союзы было обусловлено геополитической целесообразностью — стратегией выстраивания отношений Запада с Россией.
Сами по себе страны Балтии ничего не значили, и ничего, кроме демонстрации готовности быть антироссийским форпостом, им для вступления в ЕС и НАТО на самом деле делать было не надо.
Поэтому, когда они проповедуют Грузии, Украине или Молдавии демократию, права человека или прозрачность работы правоохранительных органов, это лицемерие и обман, потому что в самой Прибалтике ничего этого нет.Единственное, что там есть, — это неизменная готовность к «сдерживанию» России. Она и обеспечивает Литве, Латвии и Эстонии членство в ЕС и НАТО. А о правах человека и прочих ценностях, про которые их лидеры рассказывают своим постсоветским «ученикам», они сами понятия не имеют.