×
Политика Политика

Кризис в Прибалтике вызовет волну ненависти к славянам

Источник изображения: n20x.ru

В Латвии в разгар пандемии коронавируса пошла волна разжигания ненависти против русскоязычного населения. Русским жителям Латвии массово рассылают анонимки с угрозами, националистические политики дают понять, что распространителями коронавируса являются русские. Ситуация вызывает эффект дежавю: после предыдущего кризиса в 2008 году в Латвии и других странах Балтии тоже пошли в гору радикальные националисты, которые усилили дискриминацию славянских меньшинств: русских Латвии и Эстонии, поляков Литвы. Теперь к этому списку добавятся еще украинцы.

«Дорогие русскоязычные соседи! Если вам не нравятся латышский язык, латышская культура и Латвия, то вас ждет родная Россия! Вагоны для скота уже готовы, и в Россию вас повезем, как скот. Будете жить в палатках весь год».

Анонимные листовки на латышском языке с таким содержанием разбрасывают по почтовым адресам русских жителей Риги. Первые анонимки пошли в начале месяца.

Получатели обратились с жалобой в Службу госбезопасности Латвии. Последняя флегматично сообщила о начале проверке. Видимо, проверка ничего не дала, потому что с тех пор русские Латвии получили новые порции угроз.

Едва ли стоило ждать от латвийских спецслужб расторопности в таком деле, если учесть, что разжиганием межнациональной вражды в Латвии занимаются не только составители анонимок, но и политическая «элита».   

«Пока в России не будет чрезвычайного режима, потребители российской телевизионной пропаганды будут слоняться и плевать на все мероприятия самоизоляции в Риге. Сегодня вечером детская игровая площадка была полна не говорящими по-латышски подростками и детьми безответственных мамочек. По всей Иманте так происходит?», — написал в Twitter бывший министр юстиции Латвии, член ультраправого Национального объединения ВЛ/ОС-ДННЛ Дзинтарс Расначс.

На политика тоже подали жалобу, Служба госбезопасности тоже заявила, что начинает проверку. В то, что СГБ реально привлечет экс-министра к ответственности за разжигание межэтнической розни, в Латвии никто не верит.

Безнаказанные ненавистнические речи латвийских политиков в адрес русскоязычных — обычное дело.

Однопартиец господина Расначса Эдвин Шноре несколько лет назад сравнил русских со вшами и отделался выговором комиссии Сейма по этике. Расначсу за намеки на то, что распространителями коронавируса в Латвии являются «русские мамочки» и их дети, тоже ничего не будет.

С одной стороны, в происходящем сегодня в Латвии нет ничего особенного. Русофобия плавным потоком течет там с самого верха при любых обстоятельствах. И в годы экономической и социальной стабильности, и в периоды кризисов.

С другой стороны, вставление этой русофобии в контекст пандемии коронавируса не может не настораживать.

Предыдущий большой кризис в 2008–2009 годах резко усилил политические позиции ультраправых националистов и породил волну новых притеснений национальных меньшинств. 

В Латвии кризис стал мощным допингом для национал-радикалов, популярность которых падала все 2000-е годы. Национальное объединение с 2010 по 2018 год улучшало свои результаты на всех выборах в Сейм, с 2011 года вошло в правительство и с тех пор оттуда не уходило.

За этот период в Латвии приняли преамбулу к Конституции, суть которой сводится к тому, что Латвия — для латышей, взяли курс на запрет русских школ, начали преследовать оппозиционных русских политиков, журналистов и общественных деятелей. Принятие во власть русскоязычного «Согласия» с каждой новой, все более правой коалицией становилось все более неприемлемым, а в последние полтора года партию «русского мэра» Риги Нила Ушакова и его самого стали политически уничтожать. 

В Эстонии кризис 2008 года закрепил вектор на русофобию и эстонский национализм, заданный годом ранее сносом «Бронзового солдата». Национал-радикальное «Отечество» (Isamaa) укрепило свои позиции во власти, а затем стало умеренно-национальным на фоне де-факто нацистской Консервативной народной партии (EKRE), которая попала сначала в парламент, а в прошлом году и в правительство.

По школе агрессивности языка вражды EKRE легко заткнет за пояс латышских единомышленников. Эстонских русских ее лидер Март Хельме называл «раковой опухолью Кремля». Которую, надо полагать, следует вырезать?

В Литве в момент кризиса у власти было правоконсервативное правительство «ландсбергистов». В условиях обвального падения экономики и массовой эмиграции литовцев эти люди не нашли более важных дел, чем заняться ускоренной «литуанизацией» местных поляков — литовского эквивалента «русских оккупантов и их потомков».

Закрывались польские школы, запрещалось написание в документах польских имен и фамилий по правилам польского языка, снимались таблички с польскими названиями улиц и площадей в местах компактного проживания польского меньшинства.

Сегодня на дворе новый кризис, и в Прибалтике он грозит привести к еще одному взрыву радикального национализма и очередной волне преследования славянских меньшинств.   

Новым сюжетом в этой вечной истории о том, что во всех бедах балтийских народов виноваты всевозможные инородцы, станет только дискриминация новейших эмигрантов с Украины. В Эстонии о распространении местной ксенофобии на жертв майдана заговорили еще до распространения коронавируса. Пандемия и кризис еще больше усилят разговоры о том, что «заробитчане» отбирают рабочие места у титульных эстонцев, латышей и литовцев.

В остальном все будет, как обычно. Так, как оно всегда и бывает.

Нынешний кризис на Западе уже вовсю называют второй Великой депрессией. Первая Великая депрессия обрушила в Восточной Европе либеральные демократии всюду, где они еще сохранялись, и привела к установлению националистических диктатур разной степени радикальности.  В том числе в странах Прибалтики.

Вторая Великая депрессия может смыть с Прибалтики последний остававшийся на ней налет цивилизованности.

Прибалтийская почва для этого подготовлена более чем достаточно. Привычка винить во всех бедах Россию и местную «пятую колонну» усвоена намертво, местные коллаборационисты, помогавшие Гитлеру осуществлять геноцид прибалтийских евреев, давно оправданы и местами даже героизированы.

Местных «патриотов» можно ночью разбудить, и они без запинки ответят, почему в той войне все было не так однозначно и какие извинительные мотивы были у их «героев», которые хотя бы частично оправдывают их ненависть к евреям, службу в добровольческих подразделениях ваффен СС и участие в Холокосте.

С такими «героями» современных Эстонии, Латвии и Литвы проживающим в Прибалтике «неполноценным славянам» стоит крепко задуматься о своей безопасности в условиях кризиса… 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Путин и Трамп задекларировали отказ считаться с Прибалтикой
27 апреля 2020
Президенты России и США Владимир Путин и Дональд Трамп сделали совместное заявление по случаю 75-й годовщины встречи на Эльбе советских и американских военных.
Литва панически испугалась ухода войск НАТО
27 апреля 2020
Литовские власти устроили истерику из-за фальшивки, в которой сообщалось об уходе из Литвы подразделений НАТО.
«В Россию вас повезем, как скот»: русские Латвии получают угрожающие анонимки
27 апреля 2020
В Латвии неизвестные разослали десятки анонимок с угрозами в адрес своих русскоязычных соседей.
Российский политик назвал условие исчезновения русофобии в Прибалтике
21 апреля 2020
Русофобия является для целого ряда прибалтийских деятелей политическим бизнесом. Отказ от нее означал бы признание в собственной ненужности, рассказал зампредседателя комитета Совета Федерации России по международным делам Андрей Климов.
Новости партнёров