Госдепартамент США представил очередной доклад о правах человека в мире. Помимо тенденциозности отдельных оценок, связанной с вашингтонскими симпатиями, предвзятыми представляются и общие выводы мониторинга. Ряд наиболее злободневных проблем с правами человека в Прибалтике обозначается мельком и на полях, в то время как в резюме выведены вопросы второго порядка.
В апреле Госдепартамент США опубликовал свой ежегодный доклад о положении с правами человека в странах мира (Country Reports on Human Rights Practices for 2015). Результаты такого мониторинга публикуются уже на протяжении почти сорока лет, начиная с 1977 года. Друзья и партнёры, противники и оппоненты – все маркируются исходя из степени лояльности «демократии» США.
Тут-то и появляется бросающееся в глаза деление на «плохие демократии» и «хорошие диктатуры». Результаты «независимого» мониторинга для малодружественных Штатам стран выдержаны в менторско-назидательной манере. Используются традиционные идеологизированные штампы. В первой же строчке раздела, посвящённого России, говорится о «высокоцентрализованной авторитарной политической системе». На Республику Беларусь также навешивается ярлык «авторитарное государство».
В то же самое время союзный Вашингтону Катар называется «конституционной монархией эмира Тамима бин Хамада аль-Тани», а такой «оплот демократии» на Ближнем Востоке, как Саудовская Аравия, – «монархией под руководством короля Салмана, сочетающего в себе должности главы государства и главы правительства».
Достаётся, однако, не только чужим, но и своим. Правда, выборочно. «Проблемы в области прав человека, о которых сообщалось в течение года, содержали заявления о том, что порою полиция применяла чрезмерную силу при задержании подозреваемых, о плохих условиях содержания в ряде мест лишения свободы и большом количестве жителей страны, скорость натурализации которых остаётся низкой», – говорится в резюме к разделу по Эстонии, куда специалисты Госдепа выносят наиболее значимые с их точки зрения вопросы.
Для Литвы самые серьёзные проблемы в области прав человека связаны с «аспектами судебной системы, благосостоянием детей и нетерпимостью по отношению к меньшинствам». «Нетерпимость проявлялась в виде ксенофобии, антисемитизма, предрассудков в отношении этнических меньшинств, а также лесбиянок, геев, бисексуалов, транссексуалов и интерсексуальных лиц (ЛГБТИ)», – говорится в докладе. Упоминается сворачивание пространства свободы слова, вызванное противостоянием Вильнюса так называемым «гибридным угрозам» с Востока и принятием «антипропагандистских» законов.
Так, американцы указывают на цензуру, а также ограничение вещания в отношении каналов «Рен-ТВ Балтия» и «РТР Планета».
В Латвии, по оценкам авторов доклада, «наиболее серьёзной проблемой в области прав человека в течение года была коррупция» – «бацилла», фигурирующая в резюме американского мониторинга для прибалтийской республики уже на протяжении нескольких лет. Аналогично эстонскому кейсу традиционно упоминается вопрос обладателей фиолетовых паспортов. «Неграждане, которые составляют примерно 12 процентов населения, натурализуются медленными темпами и не могут участвовать в выборах», – говорится в докладе. Фиксируются «антисемитские инциденты».
Несмотря на всеевропейский гей-парад Европрайд, который принимала Рига летом 2015 года, в американском мониторинге упоминается «дискриминация лесбиянок, геев, бисексуалов, транссексуалов и интерсексуальных лиц». Нарушение прав ЛГБТИ в Латвии также является фронтальной темой свежего доклада Amnesty International 2015/2016, в целом коррелирующего с госдеповскими оценками. Свобода СМИ, проблемы языковой политики, национальный вопрос, в свою очередь, отражаются вскользь и «на полях».
Понимание прав человека заокеанскими «учителями демократии», закреплённое в Конституции США, не признаёт прав на жилище, медицинское обслуживание и образование. Исходя из этого наиболее острым социально-экономическим вопросам для Прибалтики – пенсиям, здравоохранению, заработным платам, жилищному обеспечению – в мониторинге Госдепа не принято уделять внимание.
Незаслуженно упускается из виду использование властями предержащими Латвии, Эстонии и Литвы подконтрольных им спецслужб для политического давления на системную и несистемную оппозицию: возбуждение уголовных дел, кампании по публичной дискредитации оппозиционных лидеров и т. д.
Не упоминают западные «эксперты» и о практиках преследования в странах Балтии такой особой группы лиц, как правозащитники. Между тем в Литве, Латвии и Эстонии нарушаются практически все права правозащитников – фиксируют авторы вышедшего в марте доклада «Преследование правозащитников в Прибалтике». И первое из этих попранных прав – право на признание.
Для недопущения появления крепких связей правозащитников на национальном и региональном уровне прибалтийскими столицами нарушается право на координацию деятельности. В этих целях всё более активно применяется практика запрета на въезд правозащитников из Латвии в Эстонию и Литву и т. д. Этого международные организации и мониторинговая группа американского Госдепа, фокусирующиеся на проблемах секс-меньшинств, как водится, не замечают.
В каждом посольстве США за рубежом есть чиновник, отвечающий за доклад о положении с правами человека. Но, видимо, русские правозащитники Прибалтики не привыкли ходить с жалобами в американское посольство, поэтому Госдеп и не видит нарушения их прав? Или же всё проще – Вашингтон просто делает вид, что нарушений нет?