Летний «брексит» в Великобритании, а также победа Дональда Трампа на ноябрьских президентских выборах в США актуализировали вопрос о возможной победе правых евроскептиков и в других странах Западной Европы. Портал RuBaltic.Ru проанализировал, какие правоконсервативные политические силы претендуют на победу в ближайшее время и насколько реален их приход к власти в своих странах.
Менее чем через две недели в Австрии стартует «третий тур» президентских выборов, в которых участвуют два кандидата: «зелёный» Александр Ван дер Беллен и представитель ультраправой Австрийской партии свободы Норберт Хофер. Опросы, проводившиеся накануне первого тура 24 апреля, предсказывали победу Ван дер Беллена, однако вопреки прогнозам большинство голосов набрал Хофер. После подсчёта голосов, отданных на избирательных участках во втором туре выборов, в который вышли два вышеупомянутых кандидата, Хофер набрал 51,9%. Однако, когда были подсчитаны голоса, посланные по почте, окончательный результат оказался совершенно иным – большинство получил Ван дер Беллен (50,35%). Поэтому именно он должен был занять должность президента Австрийской Республики.
Однако Партия свободы обжаловала результаты выборов в Конституционном суде, указав на возможные нарушения при подсчёте голосов, отправленных по почте. Суд принял решение полностью отменить итоги выборов и назначить на 2 октября 2016 года новые, которые позже из-за бракованных бланков были перенесены на 4 декабря 2016 года.
По данным социологических опросов, разрыв между кандидатами составляет несколько процентов.
Например, компания «Гэллап / Австрия» 16 ноября прогнозировала победу Хофера, который должен получить 52% голосов. В свою очередь 17 ноября Unique Research опубликовала результаты своего опроса, где лидирует уже Ван дер Беллен, за которого готов проголосовать 51% австрийцев.
Вследствие этого борьба будет за каждый голос избирателя, и оба кандидата приложат максимум усилий для победы. Сторонники Хофера абсолютно доминируют в федеральных землях Бургенланд, Каринтия и Штирия, граничащих с Венгрией и Словенией; а оплот Ван дер Беллена – Вена, другие крупные города и самая западная федеральная земля Форарльберг, находящаяся у границ Швейцарии, Германии и Лихтенштейна. На остальных территориях перевес одного или другого кандидата незначителен, и именно от активности их жителей и будет зависеть, кто станет новым руководителем Австрии.
2017 год также обещает выборы в нескольких европейских странах. В марте пройдут парламентские выборы в Нидерландах. По данным опроса компании Peil, опубликованного 20 ноября, фаворитом считается Партия свободы, за которую готовы проголосовать 20% избирателей. Партия занимает жёсткую позицию в отношении мусульман: так, её лидер Герт Вилдерс предложил вообще запретить их иммиграцию в Голландию.
Поддержка правящих в стране политических сил – праволиберальной Народной партии и социал-демократической Партии труда – несколько ниже. Если народники стабильно удерживают второе место (17%), то рейтинг трудовиков составляет лишь 7%, что ясно показывает: после выборов им не удастся руководить страной на двоих и нужно будет обязательно приглашать в правительство ещё нескольких партнёров. Но вполне возможно, что новая голландская правящая коалиция будет правой. Так, в 2010–2012 годах правительство формировали народники и «Христианско-демократический призыв» при поддержке Партии свободы, которая, правда, осталась в нём без министерских портфелей. Если же на новых выборах данная политическая сила получит достаточное число депутатских мест, то игнорировать её уже не получится, и она может стать полноправным коалиционным партнёром.
В то же время наиболее интересные выборы обещают произойти в конце апреля 2017 года, когда Франция будет определять своего нового президента.
Нынешний глава государства Франсуа Олланд за прошедшие годы сильно растерял поддержку избирателей, и, по данным компании Ifop, в ноябре его рейтинг составил лишь 10%. Даже премьер-министр Франции Мануэль Вальс пользуется большей поддержкой у жителей страны. В свою очередь, наиболее возможным кандидатом на попадание в Елисейский дворец является лидер ультраправого «Национального фронта», депутат Европейского парламента Марин Ле Пен (29%), обходящая по популярности Франсуа Фийона (20%), который по данным экзитполов стал единым кандидатом на пост президента от правоцентристской Республиканской партии.
Однако, согласно избирательной системе Франции, если ни один из претендентов на президентский пост не получает абсолютного большинства в первом туре голосования, то два кандидата с наилучшими результатами встретятся во втором туре, который пройдёт 7 мая. По нынешним социологическим опросам, во второй тур стабильно проходит Марин Ле Пен, выступающая за выход Франции из Евросоюза, а также кандидат от республиканцев Франсуа Фийон.
В то же время возможная победа Марин Ле Пен в первом туре выборов нисколько не гарантирует ей, что она победит и во втором. По данным сентябрьского опроса BVA, в битве один на один она серьёзно уступает Франсуа Фийону. Поддержка Фийона составляет 61%, а Марин Ле Пен – 39%. Однако это совершенно не значит, что у неё нет шансов стать главой Франции.
Новый президент США Дональд Трамп выиграл выборы вопреки всем прогнозам, и, как заметил Мануэль Вальс, значит, и Марин Ле Пен может стать очередным президентом Пятой республики.
В свою очередь, избирательная система на парламентских выборах в Германии другая: представительство партий в Бундестаге рассчитывается пропорционально отданным за них голосам при условии, что они преодолели 5‑процентный барьер. По данным опросов компании INSA, в середине ноября рейтинг евроскептиков из «Альтернативы для Германии» составлял около 15%. Тем самым вполне вероятно, что после выборов, намеченных на сентябрь 2017 года, именно «АдГ» станет третьей по популярности партией Германии, вытеснив с этого места «Зелёных» (11%) и «Левых» (12%), чья поддержка у населения заметно ниже.
Также возможно, что за оставшееся время популярность крайне правых ещё вырастет.
Ангела Меркель
Рейтинг ХДС/ХСС (30%) находится сейчас на одной из самых низких отметок за последние три года. Многие жители страны винят канцлера Ангелу Меркель в миграционном кризисе и массовом наплыве беженцев и выбирают партию, предлагающую ясное решение проблемы. Как заявила лидер «АдГ» Фрауке Петри, пограничники должны «при необходимости применять огнестрельное оружие», когда они имеют дело с нелегальными мигрантами.
Конечно, скорее всего, «Альтернатива для Германии» не окажется в правительстве и ей будет уготована роль парламентской оппозиции. Однако если у них окажется достаточное количество депутатов, то коалиционным партиям придётся пересмотреть свою политику в отношении беженцев, иначе они рискуют окончательно растерять поддержку избирателей.
Как видно, исламизация и нелегальная иммиграция становятся во многих западноевропейских странах проблемой, которую необходимо срочно решать. Ведь если сейчас речь идёт лишь о возможности прихода к власти ультраправых, то скоро это может стать свершившимся фактом, и тогда о едином Евросоюзе придётся надолго забыть.