Латвию и Украину в один день накрыли коррупционные скандалы, связанные с воровством на строительстве заборов по периметру границы с Россией. Громкие пропагандистские кампании по размежеванию с «агрессивным» восточным соседом на поверку оказались нужны, чтобы лишний раз залезть в карман латвийским и украинским налогоплательщикам — блестящий пример того, что русофобия властям Прибалтики и Украины нужна для личного обогащения.
В Латвии на строительстве «стены от России» украли без малого миллион евро. Факт хищения средств установило Бюро внутренней безопасности Латвии, которое передало уголовное дело о взяточничестве и разворовывании бюджета на обустройство восточной границы страны в латвийскую прокуратуру.
Главным обвиняемым по делу проходит служба охраны границы.
Представители Госпогранохраны «пилили» бюджет на строительство забора со строительными фирмами, устраивая фиктивные конкурсы с заранее назначенным победителем.
Сотрудник погранохраны получил от строителей взятку в 90 тысяч евро. За эту взятку фирма — победитель конкурса собиралась поставить пограничникам не соответствующее требованиям тендера оборудование.
В прокуратуру поступило несколько расследований о госзакупках погранохраны. Следствие намерено предъявить обвинения семерым госслужащим. Это уже не первый коррупционный скандал с участием латвийской службой охраны границы. Ранее фирма, являющаяся подрядчиком по строительству забора, вырубила на латвийско-российской границе лес и присвоила себе древесину на 120 тысяч евро.
История переходит с банального чиновничьего воровства на уровень геополитического обобщения, если учесть, что в один день с латвийским скандалом такой же коррупционный скандал из-за строительства «стены» на границе с Россией случился на Украине.
Государственная пограничная служба Украины перенесла окончание строительства так называемой «Стены Яценюка» с 2021-го на 2025 год. Это решение привлекло к проекту внимание журналистов, которые решили уточнить, что же строилось на границе с Россией последние 6 лет и что к настоящему времени было построено.
Результаты командировок на восточный кордон прессу откровенно обескуражили.
Выяснилось, что основная часть «стены», на которую уже потратили более 4 миллиардов гривен, при ближайшем рассмотрении оказывается хлипким забором, не имеющим ничего общего с тем внушительным участком «Антироссийского Вала», который 5 лет назад демонстрировал миру тогдашний премьер Яценюк.
«"Стена" в том виде, в котором она строится, по сути будет только препятствовать миграции животных, да и то не всех: заяц легко может подрыть и пролезть под сеткой, а кабан во главе стада способен снять несколько пролетов сетки… Я служил на Закарпатье и видел, как секач сносит пять метров "колючки" с двумя бетонными столбами, и за ним спокойно уходит стадо в Словакию и обратно», — пишет спецкор украинского издания «Главред». — «Так что наша "Стена" не сдержит даже животных, не то что врага. Это сооружение — бутафория, театральная декорация на государственной границе стоимостью в 4,1 миллиарда гривен. Слишком дорогая декорация».
Что общего у латвийского и украинского сюжетов? Страны Балтии и Украина — бывшие советские республики, после распада СССР с разной скоростью, но сделавшие «европейский выбор», который на практике состоит в том, чтобы быть частью «буферной зоны», отделяющей Россию от Западной Европы, и обслуживать тем самым стратегические интересы США на континенте.
Поэтому любые проявления русофобии и демонстративная враждебность к России приветствуются властями Украины и Прибалтийских республик как соответствующие целям существования этих стран.
В 2014–2015 годах Украина и Прибалтика дружно взяли моду на строительство заборов вдоль российской границы. Во-первых, чтобы физически отгородиться от «агрессора» — восточного соседа. Во-вторых, чтобы сделать этому соседу символический антироссийский жест средним пальцем. Вот мы какие: уходим на Запад окончательно и бесповоротно, никогда больше не будем частью «Империи».
Была у этих акций и третья, совсем уже материальная цель, о которой они в своих филиппиках в адрес России особо не распространялись. Заработать на строительстве антироссийских заборов денег.
И Украина, и страны Прибалтики обращались за европейским финансированием своих ограждений в Брюссель. Денег ЕС не давал или давал до обидного мало, поэтому заборы строились силами национальных бюджетов. За счет местного налогоплательщика.
И в Прибалтике, и на Украине, как видим, предприимчивые инициаторы окончательного пограничного размежевания с Россией не растерялись и использовали свои антироссийские заборы, чтобы лишний раз залезть налогоплательщику в карман.
Классический пример того, как русофобия используется руководством стран «буферной зоны» даже не для политической карьеры, а для личного обогащения. «Стены» на границе в этом отношении такая же классика, как милитаризация, якобы проводимая для подготовки к «российской агрессии».
В Литве увеличение военных расходов до заявленных 2% ВВП в середине процесса привело к скандалу с «золотыми ложками» Минобороны. Литовское военное ведомство использовало свой стремительно возросший бюджет, чтобы закупать столовый инвентарь для солдатских столовых по цене в 8–16 раз выше рыночных. Разницу опускали в карман.
Типичная история.
Такая же типичная, как закупка у союзников по НАТО ржавого металлолома по цене новейшей военной техники.
Прибалтика и Украина покупают у США и Великобритании по неадекватно высоким ценам вооружения, которые американцы и англичане давно сняли с эксплуатации и собирались отправлять в переплавку — разве здесь не очевидна коррупционная составляющая?
Петр Порошенко на подобных схемах разворовывания бюджета в прошлом году уже погорел. В Прибалтике масштабы воровства под лозунгами защиты от «русской угрозы» тоже такие, что впереди нас ждет много сенсационных открытий.