После воссоединения Крыма с Россией Черное море стало ареной для провокаций Украины и НАТО. Сейчас погранслужба ФСБ России предупреждает об угрозе новых инцидентов с участием украинских военных у берегов полуострова. Подобные провокации — мелкая месть за то, что в 2014 году Россия не дала Североатлантическому альянсу перехватить стратегическую инициативу в Причерноморье, когда не пустила НАТО в Севастополь и спасла Черноморский флот.
Ровно 22 года назад, в мае 1997 Россия и Украина договорились о разделе Черноморского флота бывшего Советского Союза. Россия, согласно подписанному документу, получила 80% кораблей и военно-морскую базу в Севастополе.
Часть украинской элиты всегда крайне негативно относилась к российскому присутствию на полуострове и пыталась оказать давление на Москву. Так, в середине 2000-х из-за столь агрессивной риторики Украины неоднократно поднимался вопрос о переносе военно-морской базы в Новороссийск.
Март 2014 года поставил точку в болезненном для Москвы вопросе о разделении Черноморского флота. Прошедший в Крыму референдум продемонстрировал однозначное желание жителей полуострова быть частью Российской Федерации.
Тогда же большая часть личного состава вооруженных сил Украины присягнула на верность России. 16 украинских кораблей подняли Андреевский флаг — символ военно-морского флота российского государства. Всего же без какого-либо давления флаги Российской Федерации были подняты в 189 воинских подразделениях вооруженных сил Украины, дислоцированных на территории Крымского полуострова.
После присоединения Крыма ситуация в Черноморском флоте России заметно улучшилась. На сегодняшний день в составе российского ЧФ находится более 270 единиц морской техники, службу на которых проходят около 25 тысяч человек. На страже порядка в Причерноморье стоят 55 боевых кораблей различного типа, а также восемь подводных лодок. Серьезную поддержку военно-морским силам России в Черном море оказывает морская авиация, где на службе стоят современные истребители Су-30СМ.
Киев таким положением своих ВМС похвастаться не может. Еще до государственного переворота на Украине в 2014 году состояние военно-морских сил страны выглядело весьма плачевно. Условную боеспособность сохраняли лишь четыре корабля. Однако даже создать хоть какую-то видимость силы такой флот не был способен в связи с серьезно устаревшей техникой.
Кроме того, в начале марта 2014 года, чтобы предотвратить добровольный «демарш» украинских кораблей, Киев принял решение о затоплении списанного российского противолодочного корабля «Очаков» в крымском заливе Донузлав. Но это лишь окончательно добило доверие крымских моряков к украинским властям.
На сегодняшний день ВМС Украины включают в себя лишь три боевых корабля, два из которых находятся на службе еще со времен Советского Союза.
При постепенной деградации украинского флота растут «морские» амбиции киевских властей. Напомним, что еще в 2014 году Верховной радой был принят закон об отмене внеблокового статуса страны. С 2015 года Украина, признавая плачевное положение военно-морских сил, взяла курс на восстановление своей флотилии в Черном море, планируя получить подержанные корабли из стран НАТО.
Тогда Альянс действительно пообещал Киеву помочь в укреплении ВМС, однако эта «союзническая» помощь ограничилась консультациями и поставкой нескольких моторных лодок.
Продолжаются и провокации в акватории Черного моря со стороны Украины. Наиболее ярким эпизодом стали события ноября 2018 года, когда три украинских корабля без предварительного оповещения зашли в исключительную экономическую зону России в Керченском проливе.
Постоянно прикрываясь Североатлантическим альянсом, Киев демонстративно заявляет, что все свои действия в Причерноморье, как самостоятельные, так и совместно с НАТО, проводит «без оповещения или разрешения российской стороны».
Тем самым он нарушает международные договоренности.
К слову, Запад всегда испытывал особый интерес к контролю Причерноморья. Еще до 2014 года НАТО проводил учения в территориальных водах Украины. Уже более четырех лет Альянс использует украинскую военную инфраструктуру для своего присутствия в Черном море.
Однако участие Киева в черноморских учениях НАТО носит весьма условный характер, ограничиваясь лишь присутствием нескольких ракетных кораблей. Собственно, сотрудничество Украины и НАТО можно назвать лишь имитацией какой-то реальной деятельности.
Страны Альянса не планируют оказывать финансовую поддержку украинским военно-морским силам, а увеличение Киевом оборонных расходов, учитывая экономическую обстановку в стране, лишь усугубит и без того плачевную ситуацию в государстве.
Очевидно, что НАТО в нынешних условиях не планирует укреплять обороноспособность Украинского государства, а лишь использует его для своих целей, пытаясь установить контроль над Черноморским регионом. Натовские чиновники постоянно заявляют о необходимости дальнейшего усиления своего присутствия в Причерноморье. Остается лишь гадать, как интенсивно Альянс эксплуатировал бы важный со стратегической точки зрения Крымский полуостров после 2014 года в случае сохранения его статуса как территории Украины. Несомненно, увеличилось бы количество провокаций со стороны Альянса, что приводило бы не только к дестабилизации военно-политической обстановки в регионе, но и к постепенной милитаризации Причерноморья.