Латвия уже через полгода станет председателем в совете ЕС. Одним из приоритетов председательства станет, как и в случае с Литвой, продвижение программы «Восточное партнерство», которая стала катализатором нынешнего геополитического кризиса в Европе. Как Риге не допустить ошибки своего соседа? Какие уроки Латвия должна извлечь из председательства Литвы в ЕС? И какие приоритеты председательства могут быть действительно полезны балтийским республикам? Все эти вопросы портал RuBaltic.Ru обсудил с президентом Союза журналистов Латвии, зам. главного редактора газеты «Неткарига рита авизе» Юрисом ПАЙДЕРСОМ. Предлагаем Вашему вниманию вторую часть беседы (первая часть беседы тут):
- Если взглянуть в будущее, насколько велика вероятность дальнейшей эскалации конфликта в Европе, в том числе в зависимости и от того, какую позицию займёт Латвия во время своего председательства в ЕС?
- На мой взгляд, от Латвии мало что зависит. Латвия не будет давить на какую-то страну, я надеюсь, потому что решение о присоединении принимается элитами данных государств, Грузии, например, или Молдовы. Элита принимает решение, присоединяться или нет. Возможностей повлиять на решение парламента этих стран у Латвии нет. Мы можем только помочь, создать форум для решения, помочь организовать платформу для того, чтобы эти страны наиболее чётко поняли, что они получат, а чего нет, потому что порой бывают огромнейшие иллюзии.
Я слышал, чего ожидают украинцы от ассоциированного членства: они думают, что это манна небесная, что там их всех озолотят. Потому что пропаганда выдаёт желаемое за действительное. И это было одной из причин огромного разочарования Украины.
Там надеялись, что они чуть ли не станут членами Евросоюза, но такого не будет в ближайшие 10 лет, это невозможно; и каких-то благ огромнейших ассоциация не даёт. Сразу миллиарды не сыплются, но украинцы поверили в миллиарды Европы, которые будут направлены в Украину.
Мы здесь живем в ЕС, и мы знаем бюджет Евросоюза. Мы знаем цифры бюджетных затрат на следующие 7 лет. Каких-то там десятков миллиардов вбухивать в Украину никто не будет, просто нет таких средств, они не включены в перспективу будущих семи лет.
Те, кто обещал, что Украина получит на переоборудование какие-то средства… Это было заблуждение. Откройте бюджет Евросоюза и покажите, где эти средства. Их там нет. Реальная помощь Украине могла бы исходить из определённых программ, но на эти программы помимо Украины претендуют и другие страны Евросоюза, страны Восточного партнёрства, Средиземноморского партнёрства и так далее.
- Я согласен с Вами в том, что Латвия может формировать платформу для диалога, но насчёт платформы Восточного партнёрства в Латвии как раз и идут дискуссии. Одни предлагают евроатлантическое партнёрство, другие - тот же самый трёхсторонний формат Восточного партнёрства с включением России. Как Вы думаете, то, по какому пути пойдёт Восточное партнёрство во время председательства Латвии, как это отразится на ситуации в Европе?
- Во-первых, правительство, которое будет определять повестку дня партнёрства, будет выбрано на парламентских выборах этой осенью; кто из политических сил будет представлять большинство, неизвестно, и какое направление будет доминирующим, этого мы не знаем. Поэтому данное направление тоже под вопросом, это будет зависеть от результатов выборов, которые пройдут в первую субботу октября этого года.
Но, понимаете, по-моему, Восточное партнерство может быть важной целью лишь для некоторых людей, которые прорабатывают атлантическую политику, которые вырабатывают какие-то направления внешней политики. Для большинства же общества Латвии или бизнес-сообщества, на мой взгляд, важны другие интересы касательно президентства Латвии в Евросоюзе. Они связаны с программами, которые сейчас очень интенсивно разрабатываются.
Один из приоритетов председательства Латвии в Евросоюзе - улучшение взаимодействия между странами Центральной Азии и ЕС.
И это - направление, в котором участвуют десятки предприятий, бизнес-лидеры; а вот вопрос касательно членства Молдовы и тому подобного для этой части не столь важен. Поэтому президент Латвии в эти дни в Ташкенте, далее он едет в Киргизию, Монголию. По этому направлению идёт очень серьёзная подготовка и есть интерес предприятий, которые могут найти обоюдную экономическую выгоду в улучшении взаимосвязи между Центральной Азией и Евросоюзом.
- Это опять же экономические интересы, а не вопрос демократизации азиатских стран?
- Вы знаете, в вопросе о том, как мы можем помочь любой стране, которая хочет менять свою систему, свое политическое устройство, на мой взгляд, не надо навязывать другим странам модели своего хозяйствования и свою модель управления страной. Надо сказать, что и президент Латвии проводит такую линию, и я в этом смысле его поддерживаю. Каждая страна имеет право найти свою модель или разработать свою модель, и мы можем помочь другим странам, только приглашая представителей этих стран к себе или посещая эти страны, показывая, как мы работаем, как и что мы делаем. И тогда люди разумные лучшие идеи примут и реализуют у себя.
Не надо посылать миссионеров, которые будут убеждать, что «вам нужна демократия». Нет, здесь надо просвещать общество, создавать те же самые платформы, чтобы они могли ознакомиться с опытом других стран, например, России: как работает система в России, как работает система в Евросоюзе. Чтобы они выбрали для себя лучшее и внедряли себе то, что удобно для их менталитета, для их религиозных и культурно-исторических ценностей.
И не требовать к такому-то сроку выполнить какую-то там установку по правам человека. Вот, кстати, я разговаривал с очень разумными людьми в разных странах, в Беларуси и так далее. Есть те, кто работает оппозиционерами, цель которых заключается в создании скандала, но разумные люди, которые хотят перемен, считают, что открытость – наиболее продуктивная форма сотрудничества. Через эту открытость, через личное ознакомление легче понять, что нужно менять самим. И, может быть, мы тоже можем что-то менять, это же умное обогащение. Когда я приехал из Казахстана, я писал, что нам надо перенять некоторый опыт Казахстана по возвращению соотечественников: у них есть программа, идеи, опыт, который может пригодиться в России, в Латвии, в других странах. Взаимное обогащение - и поэтому здесь не стоит выдвигать какие-то жёсткие требования: если вы это не выполните, мы не будем с вами разговаривать. Это тупик.
- Но какие уроки Латвия должна извлечь из председательства Литвы в Евросоюзе?
- Во-первых, до границы Литвы из Риги - 100 километров. Конечно, ознакомление с опытом работы Литвы - очень важная задача для МИД Латвии, и надо сказать, что МИД как раз использовал опыт Литвы для планирования своей работы, для предотвращения определённых ошибок и развития успехов президентства Литвы.
Я думаю, что этот опыт учтён и подход Латвии не будет столь ультимативным, а будет всё более и более реалистичным.
Я надеюсь, что главный вектор всё же будет касаться именно открытости для стран Центральной Азии. Но будет и Рижский саммит, и главные результаты на нём будут зависеть от согласия лидеров правительств всех стран, которые сейчас находятся в процессе развития Восточного партнёрства.