Накануне выборов в парламент Эстонии Рийгикогу особенно актуальны споры о широко распространенной в этой стране системе электронного голосования. Внедрение информационных технологий радикально изменило повседневную жизнь эстонцев: обычные государственные услуги, такие как голосование на выборах, теперь предоставляются через цифровую платформу. Она виртуальна, не имеет границ и, по заверениям эстонского правительства, обладает высокой степенью безопасности. Однако есть те, кто считает онлайн-волеизъявление граждан на выборах делом небезопасным.
«Как Таллин гордится своей древней архитектурой, так и электронное голосование отличает Эстонию от других стран», — заявлял член эстонской Центристской партии Всеволод Юргенсон. Действительно, с 1997 года Эстония успешно развивает электронные технологии, делая уверенные шаги по превращению в «электронную республику».
Эстонская Республика провела электронную перепись населения, ввела электронное гражданство для иностранцев и первой в мире выбирала парламент через интернет.
С тех пор многие эстонцы годами не ходят на избирательные участки голосовать за политиков.
В 2005 году в Эстонии прошли очередные муниципальные выборы, но их отличием стало то, что граждане страны смогли отдать голос за того или иного кандидата через интернет, подтвердив свою идентичность цифровой подписью.
Эта система берет свое начало с 2002 года, когда в Эстонии начали выдавать электронные паспорта. Они представляют собой карточку, удостоверяющую личность владельца сразу в двух пространствах: реальном и цифровом. Чип на карте содержит информацию о гражданине, а еще к ней прикреплена цифровая подпись, которая по закону равна обычной.
За прошедшие годы система электронного голосования через Интернет набрала популярность. Если на первых выборах с использованием цифровой системы лишь пять тысяч избирателей проголосовали с помощью нового приложения, то затем к помощи онлайн-системы стали присоединяться все новые пользователи. 5,5% отдавших своей голос на парламентских выборах в 2007 году, 14,7% — на европейских парламентских выборах в 2009-м.
В 2014 году на очередных выборах в Европарламент уже треть всех граждан голосовала электронным способом.
Правительство страны убедилось в эффективности такой модели работы. Электронное голосование удобно для избирателей, находящихся на большом расстоянии от избирательного участка, например, в сельской местности. Его внедрение дало возможность оперативно подсчитывать голоса и быстрее получать результаты, одновременно сократив количество людей, занятых на избирательных участках.
Не последнюю роль сыграла и его помощь в увеличении явки избирателей, особенно среди молодежи.
В целом, перевод государственных услуг на цифровой формат, в котором сегодня работает большинство эстонских органов госуправления, позволяет государству сэкономить до 2% ВВП.
Однако систему электронного голосования не раз критиковали за наличие ограничений и уязвимостей в процедурах. Так, в 2017 году перед муниципальными выборами международная группа ученых проинформировала Государственной департамент инфосистем Эстонии об обнаружении потенциальной уязвимости в 750 тысячах ID-карт.
Цифровая реальность уязвима для внедрения вредоносных программ, и никто не может гарантировать полную безопасность серверов, на которых содержится необходимая информация.
В том же году эстонское правительство создало хранилище резервных копий всех карт в Люксембурге, но и это не дает 100% гарантии защиты от фальсификации данных или несанкционированного вмешательства
Серьезные опасения у эстонских политиков вызывает и возможность вмешательства в процесс выборов России, которую они полагают значительной угрозой кибербезопасности страны. В 2007 году Эстонию ввергла в хаос масштабная кибератака — тогда многие онлайн-ресурсы оказались недоступны. В Таллине подозревали в этих атаках «русских хакеров», но официально это доказано не было. После этого интернет-безопасность стала одной из главных тем государственной повестки, а Таллин прибег к помощи Североатлантического альянса, который создал в стране Центр защиты от кибертерроризма.
Вопросы, связанные с интернет-голосованием, ранее поднимали и наблюдатели за выборами от ОБСЕ. Учитывая, что часть жителей страны говорит на русском языке, они призывали эстонские власти предпринять дополнительные шаги, чтобы облегчить для них участие в выборах, обеспечить доступ к интерфейсу программы для русскоязычных голосующих.
Сейчас скепсис у экспертов вызывает то, что в условиях электронного голосования проверить свободу выбора голосующего практически не представляется возможным. По-прежнему остаются вопросы к прозрачности подсчета голосов на счетных серверах и соблюдению анонимности избирателей во время волеизъявления.
Словом, даже если за электронным голосованием будущее, пока эта система явно не может полностью вытеснить традиционную модель похода на выборы.