В Венесуэле произошла попытка государственного переворота, инспирированная Соединенными Штатами. Вашингтон много лет пытался свергнуть правительства Уго Чавеса и Николаса Мадуро и теперь пошел ва-банк, обещав признание оппозиции, если та возьмет власть. Однако «цветная революция» в Каракасе захлебнется: ее организаторы не учли три причины, благодаря которым президент Мадуро и его сторонники победят.
1. Армейский патриотизм и народная поддержка
Вернемся на двадцать, а то и на двадцать пять лет назад. Важно понимать, что в течение трети века в Венесуэле правили праворадикальные режимы, например, Ромуло Бетанкура или Рауля Леони Отеро. Однако наиболее жестокими для простых венесуэльцев были времена диктатуры Маркоса Переса Хименеса, который в 1950-е годы пользовался неограниченной поддержкой нефтяных монополий США и не брезговал пытками и убийствами своих политических оппонентов, в основном левых убеждений.
Уго Чавес родился как раз в 1954 году, когда его Родина, выросшая из антиколониальной борьбы Симона Боливара, фактически стала протекторатом США. Он понимал, какой строй должен быть установлен в Венесуэле.
Уже в 1992 году Чавес предпринял попытку революционной смены власти, но был арестован. В 1998 году Чавес был избран президентом в ходе всенародного голосования.
Возникает вопрос: почему так получилось, что США, ранее контролировавшие Венесуэлу и воспринимавшие Южную Америку как зону своего влияния, допустили приход к власти социалистов?
С одной стороны, американцы слишком увлеклись европейскими делами, участвуя в переделе капитала после распада Советского Союза, и на время ослабили хватку в странах Латинской Америки.
С другой стороны, попросивший помощи у МВФ предыдущий президент Венесуэлы Рафаэль Кальдера (представитель сравнительно умеренной Социал-христианской партии) отказался от активной политической деятельности ввиду пожилого возраста.
Но больше всего успеху социалистов послужила личная харизма руководителей революционного движения Венесуэлы — Уго Чавеса и Николаса Мадуро, которые заручились поистине широкой народной поддержкой, а также поддержкой наиболее авторитетных военачальников.
Впрочем, нашлись те, кто выразил резкое недовольство результатами общенациональных выборов 1998 и 2000 годов. Это были представители крупных финансовых корпораций и нефтедобытчики, чью собственность в условиях высоких цен на нефть в начале 2000-х Чавес национализировал в пользу беднейших слоев населения.
Уго Чавес, проведя масштабную национализацию предприятий, занимавшихся добычей и переработкой природных ресурсов, смог блестяще реализовать социал-коммунистический проект, в который искренне верил.
2. Личные качества Чавеса и Мадуро
Уже 11 апреля 2002 года последовала история с элементами шпионского детектива, боевика и романтической эпопеи. Утром Уго Чавес, законный президент Венесуэлы, начал работать в своем кабинете в президентском дворце Мирафлорес. Вдруг вооруженные люди в бронированных грузовиках заблокировали подъезды к дворцу. Затем они ворвались к Чавесу, окружили его стол и принялись вымогать бумагу с отречением от власти, угрожая смертью.
Но ни один мускул не дрогнул на лице Уго Чавеса. Он ответил путчистам: «Можете убивать меня прямо сейчас. Никакого отречения не будет. Меня избрал народ Венесуэлы».
«Черные полковники» венесуэльского разлива увели Уго Чавеса и изолировали в секретной тюрьме, а через своих агентов-провокаторов распространили в народе сведения о том, что Чавес якобы отрекся от власти, то есть предал своих избирателей.
Американские СМИ времен администрации Джорджа Буша-младшего уже поспешили отпраздновать победу «свободы, демократии и справедливости». Лицо путчистов Педро Кармон Эстранга распустил национальный парламент, освободил Верховный суд от исполнения его обязанностей и приостановил действие Конституции.
И вот на историческую авансцену вышел глава всех профсоюзов страны Николас Мадуро Морос (потомок евреев-сефардов, вынужденных в свое время бежать из Испании). Он тайно распространил среди многочисленных сторонников изолированного президента сведения о том, что тот не отрекался и на самом деле содержится в заточении. И народ под руководством профсоюзных лидеров массово вышел на улицы и отказался расходиться даже под угрозой физической расправы.
Уго Чавес на вертолете вернулся в резиденцию, а надругавшиеся над демократическим устройством путчисты еще долго не смели выступать против законной власти.
Прошло почти восемнадцать лет. Уго Чавеса сменил его давний соратник Николас Мадуро. Венесуэла оказалась в жестоких условиях экономической блокады и подверглась колоссальному внешнему давлению. И в последнее время венесуэльское руководство тесно общается с российскими и китайскими предприятиями.
Российский и китайский фактор
8 мая 2018 года прозвучало сообщение о том, что канадская компания Rusoro, которой до 2011 года принадлежали золотые шахты в Венесуэле, подала иск в окружной суд Южного Техаса с требованием арестовать активы Citgo. Эта компания, в свою очередь, принадлежит венесуэльской нефтяной госкомпании PDVSA и владеет тремя нефтеперерабатывающими заводами и шестью тысячами заправок в США.
Получается, что венесуэльское правительство уже давно продает дешевый бензин в США, составляя прямую конкуренцию американским нефтекомпаниям, которые, естественно, продают бензин американским потребителям по более высокой цене.
Однако это еще не все. Известно, что с ноября 2016 года 49,9% акций Citgo находится в залоге у «Роснефти» в качестве обеспечения по выданному PDVSA кредиту на полтора миллиарда долларов США. Совладелец Rusoro Андрей Агапов весной 2018 года заявил о намерении взыскать с Венесуэлы 1,367 млрд долларов.
С Китаем отношения, пожалуй, даже плотнее. 14 сентября 2018 года Венесуэла и Китай подписали 28 соглашений о сотрудничестве в сферах образования, культуры, нефтяной и горнодобывающей промышленности, направленных на развитие экономики обеих стран. Об этом сообщал телеканал Telesur, созданный в 2005 году при активной поддержке Уго Чавеса и получавший финансирование от властей ряда южноамериканских стран с социалистическими правительствами. Тогда подписание исторического договора состоялось в Пекине во время закрытия XVI смешанной комиссии.
Присутствовавший на комиссии Николас Мадуро отметил, что эти венесуэльско-китайские соглашения «открывают путь для совместного развития инвестиций в размере миллиардов долларов, которое сделает реальностью развитие совместных китайско-венесуэльских предприятий».
По инсайдерским сведениям, именно китайские агенты влияния, имевшие опыт борьбы с цветными революциями, сорвали массовые антиправительственные акции протеста в Венесуэле в 2014, 2015, 2016 и 2017 годах. Поэтому эти — пусть даже очень громкие — протесты будут остановлены при активном, но глубоко неофициальном участии Китая и, может быть, России.
Уже не те времена, когда перевороты наподобие 11 сентября 1973 года (когда был свергнут Сальвадоре Альенде) координаторы ЦРУ проводили на раз-два. У Дональда Трампа и его окружения жестокий конфликт с демократами. Высшие эшелоны власти трясет от «шатдауна». Открытое военное вмешательство во внутренние дела Венесуэлы со стороны администрации Трампа может обойтись ей слишком дорого.
Мир стал сложнее и многограннее даже по сравнению с эпохой советско-американского противостояния. Да и личное мужество людей, готовых отстаивать свое будущее, играет ключевую роль в истории любой страны и любого народа. Сыграет и на этот раз.