Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) жестко высказалась об украинском законе «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» (он же закон о тотальной украинизации). В Киеве поначалу пытались игнорировать неприятные тезисы европейцев, которые говорят об ущемлении на Украине негосударственных языков и в первую очередь — русского. Но делать хорошую мину при плохой игре все труднее.
«Украина — многонациональная страна. По данным последней переписи населения (2001), украинцы составляли 77,8% населения, русские — 17,3%, остальные — менее 1%. Украинский язык — единственный государственный, однако значительное число этнических украинцев владеет русским языком и даже считает его своим родным (всего таких тогда было 29,6%)», — отмечено в документе.
Стоит отметить, что, во-первых, это данные 18-летней давности, ситуация с тех пор наверняка изменилась, а во-вторых, родной язык и тот, на котором человек обычно общается, читает, пишет, не всегда совпадают. Есть более объективные методы определения «своего» языка.
Например, компания Gallup в 2008 году провела исследование, в котором предложила респондентам для заполнения 2 бланка на выбор: на русском и украинском языках.
83% опрашиваемых предпочли заполнить русскоязычный опросник.
В-третьих, можно просто пройтись по улицам Киева, проехаться в транспорте и убедиться: подавляющее большинство общаются именно по-русски.
Следует оговориться: торговля и сфера услуг тут не совсем показательны, ибо из-за периодических наездов радикальных «патриотов» руководство этих заведений требует от сотрудников говорить с клиентами на мове.
Члены Венецианской комиссии напомнили киевской власти статью 10 конституции Украины, которая гарантирует свободное развитие, использование и защиту русского и других языков национальных меньшинств. Хотя какое же это меньшинство — русскоязычное население страны? Однако авторов закона об украинизации и тех, кто за него голосовал, никоим образом не смущает то, что их детище противоречит основному закону страны.
В отчете комиссии также говорится, что соблюдение языковых прав граждан является задокументированным обязательством:
«Украина ратифицировала международные договора по защите прав человека, которые запрещают дискриминацию по признаку языка и защищают права меньшинств. Например, Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств и Европейскую хартию региональных языков. В этих документах, подписанных государством Украина, сказано, что эта хартия будет применена к следующим языкам: белорусский, болгарский, гагаузский, греческий, еврейский, крымскотатарский, молдавский, немецкий, польский, русский, румынский, словацкий и венгерский. Однако реальность, судя по языковому закону, оказалась другой».
Венецианцы «наехали» и на Конституционный суд Украины, не заметивший никакой дискриминации в законе об образовании, который полностью исключает начальное и среднее образование на все иных языках, кроме государственного.
Украине настойчиво предложили языковую статью образовательного закона сделать более сбалансированной, так как неблагоприятное обращение с русским и другими языками нельзя оправдать, ведь оно фактически означает дискриминацию их носителей.
В Киеве эти слова истолковали по-своему — мол, нет обвинения в дискриминации, есть лишь просьба пояснить положения языкового закона. Но получили еще более жесткий ответ:
«Власти Украины ссылаются на европейские амбиции Украины и столетнее угнетение украинского языка в пользу русских. Этих аргументов недостаточно, чтобы перевесить предыдущую оценку Венецианской комиссии, и они неубедительны с точки зрения прав человека в целом и запрета дискриминации в частности. Внешнеполитические соображения не являются веским аргументом в дискуссии о языках. Что касается исторического угнетения украинского языка, то надо продвигать его, но это не является оправданием лишения русскоязычных защиты».
Как отметил политтехнолог Василий СТОЯКИН, у «слуг народа» нет определенной стратегии действий, поэтому их телодвижения непредсказуемы. Перед парижским саммитом президент Владимир Зеленский шел навстречу пожеланиям патриотов, однако сейчас ситуация переменилась. Но до отмены закона дело вряд ли дойдет, скорее в него внесут изменения, частично удовлетворяющие Европу.
Бывший депутат Верховной рады Александр ГОЛУБ всегда полагал, что вещи нужно называть своими именами: то, что происходит на Украине с русским языком и его носителями, имеет свое название — языковой апартеид.
«Эта политика тотальной украинизации ничего общего не имеет с поддержкой и развитием украинского языка; она была естественной для нацистского окружения Порошенко. Но миллионы и миллионы людей отвергли этот курс, проголосовав за Зеленского, справедливо полагая, что в этой болезненной сфере будет наведен порядок.
Тем более что это конституционная норма. Никакими полумерами и президент, и фракция "Слуга народа" тут не отделаются. Либо они продолжат и дальше политику наступления на права русскоязычных граждан, либо продемонстрируют действительно европейский демократический подход. И это во многом будет решающим для дальнейшей политической карьеры многих из "зеленой" команды.
[Внесший в Верховную раду законопроект об отмене языкового закона депутат от партии "Слуга народа" Максим] Бужанский это отлично понимает, потому и выступает с такой позицией. Не думаю, что его инициативу поддержит фракция — увы, маргиналов "потураевых" и "яременко" там значительно больше.
Но до тех пор, пока Украина не поймет, что мультикультурность и полиязычность — это ее козыри, а не недостатки, ни спокойствия, ни стабильности, ни развития на этой земле не будет», — уверен Голуб.
В свою очередь, директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел РУДЯКОВ считает, что «слуги» не будут в этом плане ничего менять.
«"Венецианка" выступает с критикой закона не впервые. Но в Киеве на эти замечания старались не обращать внимания. Или, как это уже случалось, несколько раз откровенно вводили в заблуждение и украинскую публику, и Запад, утверждая, что пожелания Европы в лице Венецианской комиссии уже выполнены. Даже сам Зеленский уже был пойман на этом трюке пару месяцев назад. Думаю, что продолжится информационная возня вокруг и данного закона, и государственной политики, которую он отражает, но реальных перемен в сторону ее изменения не будет», — пессимистически настроен Рудяков.
Политолог Александр ДУДЧАК сожалеет, что пока вряд ли будут какие-либо изменения в этой сфере. Ибо одного Бужанского для этого мало. Необходимо более серьезное внешнее давление на тех, кто дорвался до власти, в том числе и благодаря надеждам граждан страны на изменения в языковой политике.
Так что и в этой сфере Зеленский идет по протоптанному Порошенко пути.