Уходящий 2018 год для Латвии особенный — в стране нет правительства, а с ним и главного финансового документа. Знаменателен 2018-й и расцветом национализма, подавлением инакомыслия, борьбой с русскими школами и русскоязычными диссидентами. Это юбилейный год независимости Латвии, в котором столетие страны стало точкой фиксации исчезновения латышской нации как таковой.
100-летие независимости и русские
Чтобы отметить круглую дату — столетие, — истинные патриоты Латвии засчитали пятьдесят календарных лет нахождения в Советском Союзе. Тех самых, когда республика действительно процветала. Воспевали же в речах последние 27 лет независимости.
Президент Раймонд Вейонис в юбилейной речи сказал, что вопреки всяческим проискам врагов и всевозможным оккупациям, Латвия как «демократическое государство гарантирует людям равные права перед законом и безопасность каждого».
Он забыл (может, от волнения), что в апреле 2018-го самолично утвердил поправки к закону об образовании, которые с нового года переведут русские школы на латышский язык обучения.
Вылетело из головы президента Латвии, что в этом году окончательно и бесповоротно завернут законопроект по автоматическому присвоению гражданства новорожденным детям неграждан. Запамятовал Вейонис, что 2019-го прекратится обучение на русском языке даже в частных вузах.
Во втором столетии Раймонд Вейонис видит государство, «которое всегда поддерживает слабого», видит страну «многочисленной». Как будто не знает, что сегодня Латвия — в десятке стран мира с самым стремительным сокращением населения. С тех пор, как прибалтийская республика стала членом ЕС, каждый пятый житель, русский он или латыш, сбежал к лучшей жизни.
«В будущем я вижу народ, который гордо говорит на латышском языке, народ, чьей культурой восхищается весь мир...», — сказал президент Латвии Раймонд Вейонис в поздравительной речи.
Вот только будет ли существовать при нынешних темпах депопуляции народ, который гордо говорит на латышском языке и восхищает мир своей культурой?
Выборы в Сейм и попытки сформировать правительство
Знаменателен 2018 год и октябрьскими выборами в Сейм. Латвийский парламент обновился на две трети: 65 новых депутатов из ста.
Победу на выборах одержала социал-демократическая партия «Согласие», взяв 23 мандата. Впрочем, с ней, несмотря на ее заигрывания с латышами, никто в правящую коалицию входить не собирается.
Кроме «Согласия», в Сейм вошли KPV LV, Новая консервативная партия, «Союз "зеленых" и крестьян», «Для развития/За!», Национальное объединение и «Новое Единство».
Именно эти шесть партий определяются с новым правительством. Ответственным за создание коалиции назначен 54-летний евродепутат Кришьянис Кариньш («Новое Единство»), обладатель двойного гражданства: США и Латвии.
До него, по указанию президента, безуспешно пытались договориться два кандидата в премьеры: Янис Борданс (НКП) и Алдис Гобземс (KPV LV). Еще один претендент на пост главы правительства — европарламентарий Артис Пабрикс («Для развития/За!») — отозвал свою кандидатуру.
Четвертая попытка создать правящую коалицию может увенчаться успехом, поддержка большинства у Кариньша есть. Однако он не желает видеть в правительстве Гобземса, который требует себе пост главы МВД.
В итоге из-за спровоцированного народными избранниками кризиса страна вступает в новый год без бюджета.
Дело Rigas satiksme и Рижская дума
Междоусобные баталии меж тем не останавливают нацпатриотов, желающих в едином порыве отвоевать Ригу. Отстранив партию «Согласие» от участия в создании нового Кабинета министров, правые хотят выбить ее и из столичного самоуправления.
Под Новый год, воспользовавшись случаем, националисты со стоящим за ними «временным правительством» стали пилить ножку стула под мэром Риги Нилом Ушаковым, оказавшимся в эпицентре грандиозного скандала: латвийское бюро по борьбе с коррупцией (KNAB) обвинило во взяточничестве рижскую транспортную компанию Rigas satiksme (мэр Риги — держатель долей капитала предприятия).
По разным данным, «магарыч» составил примерно 800 тысяч евро. После проведенных задержаний вице-мэр Риги Андрис Америкс подал в отставку.
Президент Раймонд Вейонис и премьер-министр Марис Кучинскис поддержали лидера Visu Latvijai!-TB/LNNK Райвиса Дзинтарса, требующего отстранить от должности и Ушакова. Зафиксировав удачный момент, нацобъединение подало в правительство законопроект о роспуске рижской думы. Министр юстиции Дзинтарс Расначс, член Visu Latvijai!-TB/LNNK, уже было взял под козырек, однако из-за технических и юридических проволочек рассмотрение законопроекта перенесено на начало нового года.
К слову сказать, социал-демократическая партия «Согласие» — постоянный лидер муниципальных выборов в Риге, Даугавпилсе и Резекне. На парламентских выборах, всегда имея арифметическое большинство, партия ни разу не была допущена к формированию нового правительства.
Отлов инакомыслящих и уничижение русских
Отдельной страницей в 2018-й будет вписан отлов «инакомыслящих», который устроила Полиция безопасности (ПБ).
Весной тюремному заключению подвергся доктор экономики, известный в Латвии правозащитник Александр Гапоненко. Пожилому человеку впаяли аж три статьи Уголовного кодекса: разжигание межнациональной розни, антигосударственную деятельность и 81-ю, шпионскую статью: помощь иностранному государству в его деятельности против Латвии. Выпущен под подписку о невыезде Гапоненко был только через три месяца под давлением общественности.
Следом пошли обыски у членов Штаба защиты русских школ, сочувствующих и даже журналистов. Правозащитника Владимира Линдермана доблестная Полиция безопасности скрутила прямо на улице.
Публициста Юрия Алексеева за «разжигание национальной розни» задерживали и обыскивали дважды, три раза в неделю он обязан отмечаться в полиции. Его сайт imhoclub.lv, имеющий 7 тысяч подписчиков, закрыт, как гласит надпись, «в связи с расследованием, начатым Полицией безопасности Латвийской Республики».
В 2018-м оказалось, что святой для русских праздник, «так называемый День Победы», «прославляет смерть, уничтожение и оккупацию». Еще дальше пошла латышская «интеллигенция»: с «научной латышской точки зрения» русские есть «генетическая ошибка, у этих существ вообще нет ничего ценного, включая человеческую жизнь».
Все приведенные выше цитаты сказаны людьми публичными, эти люди — депутаты Сейма, ведущие журналисты, писатели… И никакой реакции — все как одна петиции русских о разжигании ненависти завернуты Полицией безопасности.
Подводя беглый итог года, хотелось бы вспомнить что-то значимое, запоминающееся, что-то трепетное и разумное, объединяющее страну. Но — увы. Этот год подвел черту под латвийским режимом, обозначил окончательные цели ее элиты. Никогда за всю столетнюю историю страны власть так не глумилась над собственным народом, не выжигала на корню связи с прежними поколениями. И никогда латышская молодежь не бежала так массово со своей Родины.