В информационной кампании, которую Великобритания предположительно развязала против РФ под прикрытием проекта Integrity Initiative, могли поучаствовать представители разных европейских государств. Если верить обнародованным документам, литовцев кураторы объединили в один «балтийский кластер». О заявленном координаторе этой группы аналитический портал RuBaltic.Ru рассказывал в предыдущем материале. Кто еще, помимо капитана Томаса Таугинаса, мог поучаствовать в антироссийской кампании Лондона?
Имя Саулюса Гузевичюса — первого руководителя Департамента стратегических коммуникаций — мы уже упоминали в предыдущем материале.
Как и Таугинас, это человек не медийный, но однажды он выступал в Сейме, а весной 2014 года давал экспертное мнение по ситуации на Украине.
Правда, выводы шефа новой структуры оказались, мягко говоря, странноваты. Об успешной трансформации российской армии, по его мнению, свидетельствовали события в Крыму: чеченская кампания шла месяцы и годы, грузинская — дни, а «оккупация» Крыма заняла считанные часы.
Видимо, Гузевичюсу никто не объяснил, что в Крыму военные действия не велись…
Аста Скайсгирите регулярно упоминается в СМИ как политический директор Министерства иностранных дел Литвы.
Когда программа Integtity Initiative начинала работать, Скайсгирите занимала должность посла республики в Великобритании. Правда, на этом посту ей чаще приходилось бороться не с «российским империализмом», а с английской ксенофобией.
Например, в 2013 году издание The Independent опубликовало карикатуру, на которой изображена упаковка со сложенными голыми телами людей. Надписи на ней гласят, что это «упаковка дешевой рабочей силы» из Восточной Европы («два по цене трех») и что «каждый литовец полезен».
Выразить всю горечь обиды литовского народа тогда довелось Асте Скайсгирите. Она написала письмо главному редактору, назвала карикатуру отвратительной, расистской и ксенофобской.
С физическими проявлениями ксенофобии Скайсгирите столкнулась после голосования по «брекситу»: в середине июля госпожа посол рассказывала о многочисленных фактах нападений на проживающих в королевстве литовцев, причинами которых послужила национальная принадлежность пострадавших.
Как бы то ни было, главной угрозой своей стране Скайсгирите всегда считала и считает Россию. Когда в 2015 году Лейбористскую партию в Британии возглавил Джереми Корбин — активный критик расширения НАТО на Восток — Guardian опубликовала адресованное ему открытое письмо посла Литвы в Лондоне.
«Мы сами стучались в двери альянса, требуя, чтобы нас впустили, потому что мы боялись того, что Россия может в один прекрасный день стать тем, чем она стала сегодня: угрозой», — заявила она.
К тому, кто стучится в дверь с требованием впустить, отношение будет соответствующее. Поэтому, по большому счету, жалобы на проявление ксенофобии Аста Скайсгирите могла оставить при себе.
Дипломатическую карьеру сделал еще один фигурант «балтийского кластера» — Эйтвидас Баярунас. Задолго до событий 2014 года он работал консулом Литвы в Санкт-Петербурге, затем был литовским послом в Швеции.
Сейчас за ним закреплена должность посла по специальным поручениям в Министерстве иностранных дел Литвы: Баярунас отвечает за международную координацию противостояния пресловутым гибридным угрозам.
Не нужно пояснять, от какой страны, по мнению Баярунаса, исходят эти угрозы. А ведь в петербургский период жизни он был на удивление миролюбивым дипломатическим работником и ратовал «за безвизовый режим между Россией и странами ЕС, потому что между нами давние туристические, семейные, гуманитарные и деловые связи».
Теперь же Баярунас чувствует «запах войны» и делает все возможное, чтобы его почувствовали другие.
Имя экс-посла Литвы в России Ринатаса Норкуса также оказалось в списке. За 27 лет дипломатической службы он успел поработать и в литовской миссии НАТО, и в американском департаменте МИД, и в литовском посольстве в Вашингтоне.
Новый виток карьеры Норкуса начался в 2014 году, когда его отозвали с должности посла в России. Судя по сообщениям в прессе, с тех пор он не раз менял место работы: возглавлял литовское посольство в Узбекистане, отдел политики безопасности в МИД, а затем стал послом Литвы в Великобритании.
Какими-то скандальными русофобскими заявлениями Норкус за последние годы не отметился. Дипломат просто считает, что «Россия должна изменить свои поведение и риторику». Все в рамках приличия.
А вот председатель Комитета национальной безопасности и обороны Сейма Литвы Витаутас Бакас (еще один фигурант списка) активно борется с «российской агрессией». Причем находит ее в самых неожиданных местах!
К примеру, этой весной «щупальца Кремля» привиделись Бакасу на Игналинской АЭС, которая находится в стадии ликвидации. Работы по строительству высокотехнологичных комплексов обращения с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами выполняет немецкая Nukem Technologies. Выяснилось, что акции этой фирмы принадлежат российскому акционерному обществу «Атомстройэкспорт».
И как прикажете с этим жить литовскому патриоту? «Я с трудом себе представляю, как Nukem может продолжать работать в Литве с нашими стратегическими объектами», — заявил Бакас.
Строящаяся Белорусская АЭС тоже не дает парламентарию покоя, как и другому депутату Сейма Литвы — Лауринасу Кащюнасу. В «балтийском кластере» их имена расположились по соседству.
Кащюнас регулярно делает русофобские заявления. Некоторые из них выходят за рамки не только приличия, но и здравого смысла. К примеру, в марте этого года литовский депутат предложил ввести санкции против Еврокомиссии из-за «пропутинской» позиции ее председателя Жан-Клода Юнкера.
Еще больше «хайпа» Кащюнасу принесли размышления о зашифрованных политических посланиях в российских мультфильмах. «Один из самых ярких феноменов последнего времени — популярный во всем мире анимационный сериал "Маша и Медведь", который стремится показать медведя (аллюзия на Россию) как хорошее, мирное, опекающее маленькую девочку существо», — пояснял депутат. Как показывает практика, в Британии нашлись люди, которые к этим пояснениям отнеслись серьезно…
Следующий по списку — некто «Dr Povilas Malakauskas». Вероятно, речь идет о бывшем шефе Департамента госбезопасности Литвы Повиласа Малакаускаса.
Его уход в отставку СМИ связывали с громким скандалом вокруг секретной тюрьмы ЦРУ в Литве. Правда, произошло это в далеком 2009 году, то есть задолго до появления проекта Integrity Initiative. После этого Малакаускас какое-то время числился советником генерального комиссара полиции, но сейчас пресса о нем почти не вспоминает. Не совсем понятно, чем он может быть полезен британцам.
Кто такой Мантас Мартишюс, догадаться не трудно. В прошлом месяце человек с таким именем стал главой литовской госкомиссии по радио и ТВ (фактически главным цензором страны).
Стоит признать, что Мартишюс никогда не давал поводов усомниться в своей русофобии. В Литве он застолбил за собой роль не только одного из главных борцов с пропагандой, но и ненавистника русскоязычного населения республики. В фильме «Война 2020. Информационная агрессия России» доцент Мантас Мартишюс предупреждает соотечественников, что русские могут быть опасны. Сейчас они лояльны к государству, но завтра могут превратиться в «пятую колонну»!
Думы о «российской угрозе» привели Мартишюса к еще одному «гениальному» выводу: от пагубного влияния российской пропаганды литовцев может защитить… незнание русского языка. Ведь те, кто русский не знает, не смогут черпать информацию из российских СМИ.
Линас Кояла в 2016 году возглавил литовский Центр исследования Восточной Европы (ЦИВЕ). Ранее он работал аналитиком этого же учреждения и сменил на посту директора уже знакомого нам Кащюнаса.
Кстати, как и его бывшего начальника, Коялу сильно беспокоит мультфильм «Маша и Медведь». Особенно головные уборы девочки.
«В некоторых эпизодах Маша носит солдатскую шапку НКВД (которая принадлежит Медведю), что четко указывает на цели пропагандистского мультсериала, — уверен Кояла. — С такой символикой сталинские репрессии кажутся нормальными, невинными и приемлемыми в наши дни».
Но новый директор ЦИВЕ явно превзошел своего предшественника. Пропаганду он нашел и в другом анимационном фильме. «В кино хорошие парни изображаются как хранители истинных российских ценностей, в то время как князь Киевский изображен как злой подонок», — так Кояла отзывается о картине «Три богатыря и морской царь».
Нужно сильно постараться, чтобы усмотреть здесь антиукраинскую позицию режиссера, но литовский «борец с пропагандой» справился.
А вот некто Айнис Разма скандальными заявлениями, видимо, не отметился. Его имя мелькало в СМИ летом 2014 года. Тогда член Союза стрелков Айнис Разма говорил, что в случае агрессии против Литвы его организация могла бы сформировать отряды самообороны, замещать армию, перенимая у нее определенные функции: «Стрелки могли бы охранять жилые кварталы, объекты коммунального назначения, детские сады, магазины, склады и прочее».
Впрочем, агрессия так и не появилась, поэтому стрелки остались без работы.
Часть фигурантов «балтийского кластера» не состоит из литовцев, но эти фигуранты имеют к республике непосредственное отношение. Речь идет о таких людях, как военный атташе Великобритании в Литве Джейн Витт, посол Великобритании в Литве Клэр Лоуренс, лектор Балтийского колледжа обороны Джеймс Роджерс. Андрей Тюшка — это, вероятно, научный сотрудник Колледжа Европы (непонятно только, почему он оказался в «балтийском кластере»).
Виктория Урбонавичюте оказалась в конце списка и не может похвастаться узнаваемостью. Известно только, что женщина с таким именем была сотрудником литовского посольства в России (по крайней мере, несколько лет назад).
Вероятно, именно об этих людях идет речь в документах, обнародованных хакерами. Или подделанных хакерами?
Правительству России стоило бы прямо поставить этот вопрос перед своими британскими коллегами, ведь многие фигуранты как «балтийского», так и других кластеров не просто могли получать деньги за свои антироссийские выпады — они еще и работали на территории РФ.