На минувшей неделе президент Сербии Т.Николич посетил Минск с официальным визитом, в ходе которого А.Лукашенко предложил
провести в Белоруссии встречу лидеров бывших югославских республик. В октябре 2015 г. премьер-министр Сербии А.Вучич провел в Москве переговоры
по вопросам экономического и военно-технического сотрудничества. Запад выражает недовольство в связи с влиянием России на Балканах, а североатлантический альянс готовится пригласить в свои ряды Черногорию. Грозит ли Балканам новая дестабилизация и какие цели в этих условиях может поставить перед собой Союзное государство?
Угрозы дестабилизации Балкан
Ситуация на Балканском полуострове сегодня очень хрупкая. Регион — под прессом многочисленных угроз: тяжелая социально-экономическая ситуация, разгул криминала, проникновение в регион экстремистов и террористов с Ближнего Востока. Через Балканы сегодня проходит основной маршрут миграции в Европу. Все это накладывается на этнические и религиозные различия, не изжитые исторические травмы гражданской войны.
Включение стран региона в ЕС и НАТО, над которым работает западная дипломатия, проблем не решит. Внутри балканских стран нет единства по данному вопросу. По улицам Черногории и Македонии в этом году уже прокатились крупные акции протеста. Берлин, курирующий балканское направление политики ЕС, рискует повесить себе на шею груз новых проблем. Балканы, «мягкое подбрюшье Европы» — это мост, по которому нестабильность может перекинуться с Ближнего Востока в Евросоюз, что происходит уже сегодня. Ситуация серьезная — канцлер ФРГ Меркель в ноябре заявила, что закрытие границ ЕС может привести к вооруженному конфликту на Балканах.
Проблема нейтралитета
Интерес со стороны Запада к Сербии, равно как и к Белоруссии, заметно возрос на фоне кризиса вокруг Украины. Под публичным нажимом США страны ЕС заблокировали строительство газопровода «Южный поток», который бы снабжал Южную Европу голубым топливом из России по выгодным ценам. После того, как в 2014 г. Сербия устроила маленький «бунт», отказавшись присоединиться к антироссийским санкциям ЕС и пригласив Путина на празднование Дня освобождения Белграда, Меркель озаботилась «ростом влияния» России на Балканах. Канцлер ФРГ заявила о желании Евросоюза принять в свои ряды бывшие югославские республики в «долгосрочной перспективе» (учитывая пятилетний мораторий на расширение ЕС, это очень туманная перспектива). В начале декабря НАТО может позвать в свой блок Черногорию.
Попытки НАТО сократить нейтральное пространство в Европе путем принятия в свой состав новых членов неизбежно спровоцируют дальнейший рост напряженности. В данном случае уже Евросоюз рискует быть в очередной раз втянутым в опасную игру «на повышение ставок». А нейтральные страны, прежде всего, Сербия, рискуют оказаться в эпицентре новых кризисов. В балканском контексте нелишним будет вспомнить и о том, что в 1941 г. — после подписания премьер-министром нейтральной Югославии Цветковичем Тройственного пакта с государствами Оси против воли народа — страну охватили массовые протесты, произошел государственный переворот.
Сохранение стабильности
Сегодня основная роль треугольника «Москва–Минск–Белград» заключается в сохранении стабильности и в сдерживании геополитических авантюр в регионе. В последние годы происходило планомерное наращивание экономического сотрудничества между Россией, Белоруссией и Сербией, опирающееся на прочный фундамент культурных и исторических связей. Россия осуществляет поставки энергоносителей в Сербию, выделяет необходимые для развития сербской экономики кредиты. Реализуются крупные инфраструктурные проекты в области транспорта и энергетики. Белоруссия и Сербия в последние годы стремительно наращивают товарооборот, сотрудничают в сфере машиностроения и строительства.
Сербы помнят приезд Лукашенко в Белград во время бомбардировок Югославии в 1999 г. Визит Лукашенко был скоординирован с Россией в рамках переговоров Примакова с Милошевичем. В ходе текущих переговоров с Николичем в Минске Лукашенко выступил с предложением провести в Белоруссии встречу лидеров балканских стран — бывших югославских республик. Диалог может оказаться продуктивным для развития многостороннего экономического сотрудничества. Серьезные подвижки в обсуждении политических вопросов маловероятны. На неизжитую память о жертвах гражданской войны накладывается активизация мировой политики на Балканах. НАТО и ЕС пытаются расширить свое влияние в регионе, опасаясь укрепления позиций Москвы. Без этих игроков диалог по политическим вопросам в Минске едва ли состоится. Кроме того, Балканы не входят в постсоветское пространство, в рамках которого может быть востребована минская диалоговая площадка.
Задачи Союзного государства на Балканах
Диалог на высшем уровне с лидерами балканских стран вписывается в более общую задачу поддержания стабильности и предсказуемости развития ситуации на Балканском полуострове. Ведь расширение блока НАТО в регионе может привести к разрушению хрупкого баланса, едва установившегося после кровопролитных гражданских войн. Это тем более очевидно, если учитывать угрозы стабильности Балкан со стороны пылающего Ближнего Востока.
В сложившихся условиях продуктивной может оказаться координация внешнеполитического курса Союзного государства России и Белоруссии на балканском направлении. Реализация крупных российских проектов в сфере энергетики и транспорта создает «зонтик» для решения более локальных задач. Возможно налаживание сотрудничества предприятий ОПК Союзного государства в процессе модернизации оборонного потенциала Сербии. Это поможет укрепить сербское государство перед многочисленными угрозами безопасности, прежде всего, террористической. Могут решаться более локальные задачи модернизации экономики балканских стран с опорой на сотрудничество с белорусскими предприятиями, например, в сфере машиностроения. В вопросах развития экономики могут быть найдены точки соприкосновения с Китаем, реализующим транспортные проекты на Балканах. Наконец, развитие культурных связей и гуманитарного сотрудничества балканских стран с Союзным государством может уравновесить в регионе влияние западного культурного «ультралиберализма», который подливает масла в огонь ближневосточного экстремизма.
Если ситуацию на Балканах удастся сохранить стабильной, возможно выстраивание связей между странами региона и ЕАЭС. Впрочем, до «интеграции интеграций» между ЕС и ЕАЭС дело здесь в обозримом будущем не дойдет. Слишком глубоки траншеи внутриукраинского кризиса и сильна ориентация Брюсселя на полюс Евро-Атлантики. Балканы же по-прежнему рассматриваются на Западе как зона конкуренции с Россией, имеющей здесь исторически сложившиеся связи и интересы.
Вячеслав СУТЫРИН, российский политолог, кандидат политических наук, научный сотрудник факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова.