Сейм Литвы проголосовал за проведение референдума о двойном гражданстве одновременно с президентскими выборами 2019 года. Чтобы народное волеизъявление гарантированно состоялось, сеймунасы изменили правила проведения референдумов. Введение права на двойное гражданство — показатель несостоятельности Литвы как государства: чтобы иметь основания считать и дальше своими сотни тысяч литовцев, уехавших жить в Великобританию, литовские политики пересматривают собственные догмы, казавшиеся незыблемыми.
Двойное гражданство с момента «восстановления независимости» считалось для Литвы абсолютно недопустимой вещью. Предполагалось, что второе гражданство бросятся получать оставшиеся в Литве «оккупанты», которые обретут российский паспорт в придачу к литовскому и станут «пятой колонной» Кремля, обладающей при этом всеми правами литовского гражданина.
Все изменило сенсационное решение британцев выйти из ЕС. Великобритания в последние 15 лет — самое популярное направление трудовой миграции у литовцев. Половина литовских эмигрантов перебирается именно туда.
На Британских островах находится более 200 тысяч граждан Литвы, и это при том, что в самой Литве официально осталось около 2,8 миллиона жителей.
Сегодня литовцы могут свободно жить и работать в Великобритании, оставаясь при этом гражданами Литвы. Ситуация радикально изменится после «брексита»: проживающие на Альбионе граждане стран ЕС должны будут получить британское гражданство, иначе британские власти смогут депортировать их на родину.
Литва оказалась перед перспективой, когда сотни тысяч человек одномоментно откажутся от ее гражданства. Перспектива сама по себе неприятная, но кроме репутационного удара по Литве, от которой официально отрекутся ее уроженцы (по официальной версии «просто пользующиеся свободой передвижения по Европе, чтобы посмотреть мир»), она вызовет серьезное напряжение в литовском обществе.
Эмиграция в Балтийских странах давно стала частью образа жизни. Она вошла в прибалтийскую культуру повседневности. Молодежь выбирает, кто куда эмигрирует после школы, старики обсуждают, кто из детей как устроился на новом месте, дети присылают им на лето внуков из Лондона. Типичная ситуация, когда глава семьи работает в Англии и переводит деньги в Литву супруге и детям, или когда оба родителя «пашут» в Шотландии, а ребенка воспитывают бабушка с дедушкой.
«Брексит» эти «структуры повседневности» сломает. Между эмигрантами и членами их семей после выхода Великобритании из ЕС возникнут юридические препоны, барьеры. Может сложиться ситуация, когда гастарбайтеры начнут срочно забирать своих родных из Литвы и делать им британское гражданство. Эмиграция подскочит галопирующими темпами, причем разрыв литовцев с их родиной будет официальным и окончательным.
Поэтому литовский политический класс принял решение пересмотреть свое отношение к двойному гражданству и сделать так, чтобы эмигранты в Великобритании даже после получения британского гражданства оставались гражданами Литвы.
Сейм Литвы принял в первом чтении законопроект правящей партии «Литовский союз крестьян и "зеленых"» о проведении референдума по двойному гражданству в Литве одновременно с президентскими выборами 2019 года. Литовские политики настолько хотят, чтобы этот референдум состоялся, что поменяли под него правила проведения плебисцитов в Литовской Республике.
До сих пор для признания народного волеизъявления состоявшимся было необходимо, чтобы в нем приняли участие более половины избирателей. Теперь порог явки снижен до 40%. Более того, референдум о втором гражданстве, как и выборы президента Литвы, будет проходить в два тура. Тот, кто не успел высказаться за двойное гражданство 12 мая 2019 года, сможет это сделать во втором туре президентских выборов две недели спустя.
Между прочим, это ноу-хау в деле проведения референдумов противоречит общепризнанным избирательным нормам. Референдум в два тура нарушает принцип непрерывности голосования и принцип равенства избирателей. У граждан Литвы, голосующих по второму гражданству во втором туре, будет информация о голосовании людей в первом туре, то есть на их выбор будет давить общественное мнение. Если же результаты второго тура засекретить и не объявлять две недели, то это окажется нарушением принципа немедленного подсчета голосов.
Однако литовским депутатам так важно, чтобы референдум состоялся и двойное гражданство было одобрено литовцами, что они согласны на самые сомнительные процедуры.
«Маловероятно, что путем референдума можно будет узаконить сохранение гражданства, поэтому мы обращаемся к власти, призывая в первую очередь проанализировать все возможные альтернативы», — обратилась к властям Литвы председатель Всемирной организации литовцев Даля Хенке.
«Не достигнув цели проведения референдума, мы рискуем потерять тысячи граждан Литвы. Вероятность неудачи очень высока, поэтому решения нужно принимать очень ответственно», — сказала Хенке, намекая на то, что норму о двойном гражданстве можно провести и простым голосованием Сейма. Однако власти решили пойти по сложному пути и назначили референдум. Для того же, чтобы этот референдум состоялся, они трижды или четырежды перестраховались.
Впрочем, от имиджевого удара по Литве депутаты застраховаться не смогли.
Референдум о двойном гражданстве — сам по себе имиджевый удар: он выставляет Литву глухой периферией, которая меняет свое конституционное законодательство в зависимости от изменений, происходящих в другой стране.
Внутренняя политика Литвы — производная от внешней политики Великобритании. Литовская власть пересматривает собственные догмы о политике гражданства только потому, что Великобритания выходит из Евросоюза, да еще пытается заретушировать конфуз традиционным снобизмом вокруг своего членства в ЕС и НАТО.
В случае одобрения двойного гражданства на референдуме гражданство Литвы позволят сохранить лицам, принявшим гражданство государств, «отвечающих критериям европейской и евроатлантической интеграций». То есть можно будет оказаться одновременно гражданином Литвы и Великобритании, Литвы и Германии, Литвы и Канады, но никак не Литвы и России или Литвы и Республики Беларусь. Потому что «мы играем в западных клубах».
Играть-то вы играете, но точно не в высшей лиге и даже не во втором эшелоне, а в третьем-четвертом. Такую привилегию дают Литве за то, что ее граждане убирают стадион и трибуны после игры. И большего ждать не приходится.
Если страна объявляет референдум по итогам референдума в другой стране, которой до первой страны нет никакого дела, то такая страна несостоятельна.
Это страна-спутник, периферия, окраина, но никак не субъект мировой политики.