В последний момент депутаты Рижской думы все же смогли договориться и избрали нового мэра, тем самым не допустив проведения в столице досрочных выборов. Правда, некоторые противоречия между союзниками по коалиции сохраняются, и непонятно, как долго сможет проработать нынешняя коалиция, а также какое влияние ситуация в Рижской думе может оказать на правительство Латвии. Об этом порталу RuBaltic.Ru рассказал латвийский политолог Оярс СКУДРА.
— Г-н Скудра, депутаты Рижской думы избрали мэром Олега Бурова. На Ваш взгляд, в чем причина его избрания? Ведь еще утром того дня нельзя было с точностью сказать, что он будет избран.
— Причина простая — [бывший вице-мэр Риги, евродепутат] Андрис Америкс и [бывший мэр Риги, евродепутат] Нил Ушаков пришли к единому мнению. Эти люди активно участвовали в переговорах, и Олег Буров в большом интервью газете Diena прямо говорил, что Америкс постоянно участвует в заседаниях фракции «Честь служить Риге» в Рижской думе, не скупится на советы и так далее.
Я думаю, это означает, что примерно в таком же духе действовал и Ушаков.
И несмотря на то, что коты теперь будут жить в помещениях фракции «Согласие», он все же дал совет согласиться на Бурова.
Что же касается остальных депутатов — «четверки» и «тройки» («четверка» — «Фракция независимых депутатов» в Рижской думе, в которую входят четыре исключенных из «Согласия» депутата; «тройка» — фракция «Риге», в которую входят два депутата, исключенных из Новой консервативной партии, и один депутат, избранный по списку Латвийского объединения регионов «Для развития Латвии» — прим. RuBaltic.Ru), то за ними, возможно, действовали какие-то группы интересов.
Как мы видим, «четверке» удалось сохранить за Вадимом Баранником пост вице-мэра, ну а что получит «тройка», может быть, станет ясно после принятия бюджета Риги на будущий год.
Также я думаю, что в пользу избрания Бурова сыграла и серьезная вероятность для этих партий остаться в оппозиции после новых выборов.
Знаю, что «Согласие» часто заказывает различные соцопросы, чтобы понять, как им действовать. Были ли с их стороны какие-то исследования по ситуации в Риге, сказать не могу, но Олафс Пулкс из «Единства» опубликовал на своей странице в Facebook данные опроса Factum, как могли бы разделиться голоса рижан, если бы выборы в думу произошли в июле.
По этим данным «четверки» и «тройки» там бы явно не было, но в думе мог бы быть Русский союз Латвии и, возможно, «Союз крестьян и "зеленых"». В то же время «Согласие» и «Честь служить Риге» потеряли бы места, и у них было бы меньше половины мандатов.
В связи с этим они рисковали бы остаться в оппозиции или же им надо было бы договариваться с РСЛ.
Думаю, что оба этих варианта не устраивают нынешнюю коалицию.
— Как Вы считаете, а насколько стабильна существующая коалиция, сможет ли она проработать до выборов, ведь «Согласие» выступало за то, чтобы у него было два вице-мэра, но пока есть только один? При том, вторым вице-мэром они хотят сделать Сандриса Бергманиса, против которого как раз выступает «четверка» депутатов.
— Думаю, что должность второго вице-мэра «Согласие» получит, как это и было заявлено, в новом году; правда, станет ли им Бергманис, я бы не стал утверждать. На мой взгляд, скорее всего, вице-мэром он не будет.
Бергманис получил желаемое — пост члена правления Рижского свободного порта, а чересчур многого желать все же нехорошо.
Кроме того, если этот третий заместитель все же появится, то резонный вопрос: а за какие отрасли он будет отвечать? Это все тоже вопрос дискуссий, но пока что все согласились, что третий вице-мэр будет. Ну, поживем — увидим, до нового года осталось не так много времени.
Что же касается работы коалиции, пока я не вижу причин для раскола. Конечно, там могут быть вопросы относительно «тройки», но она же не решает сути дела. 32 или 35 депутатов — не особо большая разница.
Правда, возможно, что эта «тройка» о чем-то договорилась с «четверкой», ведь именно от их переговоров во многом зависело будущее Бурова. Да и я думаю, что и «четверка» явно не хотела в одиночку идти в коалицию с «Согласием» и «Честью служить Риге». Поддержку этой «тройки» они получили, но, видимо, не просто так.
Кроме этого, возможно, что коалиция надеется на какие-то противоречия во фракции Новой консервативной партии, ведь двое депутатов из «тройки» как раз были избраны в думу по списку НКП. Поэтому интересно, что происходит в рижском отделении НКП, представляют ли эти люди только самих себя, и находятся ли они в оппозиции к Янису Бордансу или к другому руководству партии? Думаю, что ответ на этот вопрос мы получим до конца года.
Также здесь может быть и другой аспект — возможно, что должности в думе более низкого уровня были обещаны кому-то из «тройки», о чем мы также скоро узнаем.
— Интересно, а как вообще будет работать думская оппозиция?
— Среди думской оппозиции ясно наметились противоречия — альтернативного кандидата в мэры Виестурса Зепса поддержали «Для развития Латвии» и Национальное объединение, а «Единство» и Новая консервативная партия не участвовали в голосовании. Насколько эти противоречия выходят за рамки Риги и касаются отношений между этими четырьмя партиями в целом, покажет работа Бурова в ближайшие месяцы.
Также посмотрим, как будет голосовать оппозиция по разным вопросам, станет ли она выступать единым фронтом или этот раскол продолжится.
Ведь по какой-то причине Зепс склонен к сотрудничеству с Буровым, и один из вариантов, как Буров может это проверить, это создать Совет председателей фракций.
Буров перед выборами высказывал такую идею, и цель ее проста: он надеется получить какую-то форму сотрудничества с «Для развития Латвии», ведь Зепс был единственным из оппозиции, кто вел с ним переговоры.
— По Вашему мнению, если противоречия внутри рижской оппозиции продолжатся, не скажутся ли они на работе правительства, ведь там, в отличие от Риги, эти четыре партии как раз составляют правящую коалицию?
— Если мы говорим о «Для развития Латвии», то там речь может идти о возможности создания после выборов в Рижскую думу коалиции, в которую войдет эта партия, а также «Честь служить Риге» и «Согласие».
Если смотреть в этом направлении, то, конечно, какие-то проблемы в правительстве могут быть, но это все же вопрос отдаленного будущего, ведь муниципальные выборы у нас намечаются только летом 2021 года.
В свою очередь, если говорить о стабильности правительства на ближайшее время, то пока мне сложно об этом сказать, ведь основные проблемы не выносятся в публичное пространство.
Однако у меня сложилось впечатление от дискуссий во время создания правительства и в первые месяцы его работы, что Новая консервативная партия настроена по несколько другим принципам распределить бюджетные деньги будущего года.
Это касается таких сфер, как минимальная заработная плата и необлагаемый минимум, ведь НКП в своей предвыборной программе четко указала, что желает их увеличить. Однако в одиночку провести эти решения она не может, ей нужны союзники, которыми могут быть KPV LV и, возможно, Национальное объединение. В свою очередь, «Новое Единство» и «Для развития/За!» могут быть против этого.
Правда, пока что нет признаков, что по этим вопросам намечается непримиримая дискуссия, во всяком случае, я таких примет не вижу. Но, видимо, в конце сентября или начале октября, когда должны начаться консультации по проекту бюджета на будущий год, это станет ясно. И от того, войдут ли туда предложения НКП, а если войдут, то в каком виде, и можно будет понять, насколько стабильно правительство.