×
Политика Политика

Депутат: союз «Согласия» и «зеленых» — наиболее реальная коалиция будущего Сейма

Источник изображения: sputniknewslv.com

Один из победителей местных выборов 3 июня в Латвии — правозащитник Елизавета КРИВЦОВА («Согласие»). Она стала депутатом Юрмальской думы. О работе в новом статусе, коалиции с «зелеными» и грядущих парламентских выборах Кривцова рассказала аналитическому порталу RuBaltic.Ru:

— Г-жа Кривцова, какие у Вас первые впечатления от новой должности?

— Немножко необычные. Будучи правозащитником, в основном находилась в оппозиции к власти, а в Юрмале мы пришли к соглашению с Союзом «зеленых» и крестьян о создании коалиции. Теперь наряду с критикой буду и работать. Фронт работ достаточно большой. Меня выбрали председателем Комитета по туризму. Туризм для Юрмалы — одна из стратегических областей развития экономики города. Буду применять свои таланты в этом направлении. И свою правозащитную деятельность тоже, конечно, бросать не намерена.

Елизавета КривцоваЕлизавета Кривцова

— Если говорить о туризме, как Юрмала изменилась за эти пару лет? Утверждалось, что город сильно пострадал из-за санкций, но в то же время власти успокаивали, что всё нормально.

— Разумеется, санкции негативно повлияли на экономические связи, в том числе туристические.

Поэтому наша задача — сохранить хорошие связи, которые у нас остались и есть сейчас, и найти способ, как развивать сотрудничество в гуманитарной и культурной сферах.

Туризм должен быть областью, которая в любой ситуации должна и может развиваться, несмотря на санкции.

— Есть уже идеи или проекты в туристическом направлении? К примеру, много говорилось о том, что туристов-россиян можно заместить гостями из Скандинавии.

— В нашем регионе невозможно полностью заменить российского туриста, который, кроме всего прочего, склонен на отдыхе тратить больше денег, чем североевропейские туристы.

Если принять во внимание географическое положение Латвии, мы не можем построить стену между Россией и Латвией, полностью жить с западных потоков.

Это невозможно. При этом, как и любое дело, бизнес должен быть сбалансированным — мы должны привлекать разных туристов. Не стоит забывать, что санкции уменьшают симпатии людей к определенным странам, влияют на их желание поехать куда-либо, поэтому хорошо, когда есть запасные варианты. Но если мы говорим об идеальном раскладе и о том, как туризм должен развиваться в долгосрочной перспективе, мы, конечно, делаем ставку на российского туриста как один из важнейших элементов туристической политики города.

— О том, что санкции бьют по Юрмале, много говорил мэр города Гатис Трукснис. Его отправили в отставку, он под следствием, но его избрали снова. Как так вышло?

— Переизбрание Труксниса — феномен прошедших выборов. С ним были связаны скандалы вокруг претензий со стороны Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией. Пресса к нему очень плохо относилась, его ругали на всех каналах. Тем не менее он набрал наибольшее количество голосов. Жители Юрмалы больше оценили его дела в хозяйственной и социальной сфере, где, несомненно, были достижения.

Гатис ТрукснисГатис Трукснис

Политические вопросы, санкции, даже такой важный вопрос, как правовое государство, для избирателей имели второстепенное значение.

Это означает, что политика Юрмальской думы будет прагматичной, нацеленной на достижение реальных результатов в экономике, улучшение жизни людей, а не только на глобальные вопросы.

— При этом предыдущий состав Думы осенью отправлял Труксниса в отставку.

— Да, депутаты голосовали за его отставку, в том числе наша партия, потому что задержание сотрудниками Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией вызвало в отношении Труксниса серьезные сомнения. Но избиратель — это бог. Избиратель сказал, что Трукснис представляет его интересы, и мы уважаем его волю, признаём презумпцию невиновности. Посмотрим, как дело будет развиваться дальше, и в процессе этого будем принимать решения. Пока же коалиция «Согласия» и СЗК довольно стабильная конструкция — 9 голосов из 15, — и есть шансы плодотворно поработать эти четыре года.

— Вы упомянули, что избиратели оценили успехи мэра. Какие?

— Прежде всего скидку по налогу на недвижимость. В Юрмале очень дорогая недвижимость и, соответственно, очень высокий налог. Трукснис ввел 70‑процентную скидку для юрмальчан.

В общем, политика Труксниса во многом копирует политику Нила Ушакова в Риге: бесплатный общественный транспорт для пенсионеров и школьников, бесплатные обеды в школах и детских садах и так далее.
Нил УшаковНил Ушаков

Юрмальская дума действует по образцу Рижской думы касательно социальной политики. Именно это люди и оценили.

— Как проходили переговоры с СЗК и как пока строится ваше взаимодействие?

— У нас и раньше было более или менее конструктивное взаимодействие с «зелеными» и крестьянами. Юрмальская дума отличается мелкими интригами, дрязгами, которые зачастую не дают претворить в жизнь довольно логичные решения. Но в целом переговоры прошли достаточно спокойно. Не было никакого принципиального отторжения между партиями, которое нужно было преодолеть.

— То есть у вас наработан опыт сотрудничества?

— В прошлом созыве наши депутаты работали вместе в комитетах. Коалиции в полном смысле не существовало, однако сотрудничество было. В позапрошлом созыве вице-мэром была Лариса Лоскутова, и тогда мы тоже сотрудничали с «зелеными». На основе имеющейся истории сотрудничества сейчас строим будущие отношения.

— Напомните, по каким вопросам в Юрмале взгляды партий совпадают и их комфортно обсуждать, а какие, наоборот, особенно проблемные?

— Крупных противоречий с СЗК нет. Наши взгляды совпадают в том, что надо проводить социальную политику. Цели, которых партия достигла в Риге, теперь ставим перед самоуправлением в других городах. В Юрмале они на 70% тоже достигнуты, так что в этом отношении мы согласны с СЗК. 

Разногласия есть по некоторым крупным проектам, где мы считаем, что нужно уменьшить объемы строительства и скромнее быть при возведении общественных объектов. Наши приоритеты — благоустройство дворов, асфальтирование внутриквартальных дорог и тротуаров. В приоритетах Думы предыдущих созывов этого не значилось, но, чтобы люди комфортно ощущали себя дома, это наконец предстоит сделать. Юрмала — богатый курортный город, но если вы захотите с коляской пройти по тротуару, то будете вынуждены скакать по ямам. Наш вице-мэр (Никита Никифоров — прим. RuBaltic.Ru) как раз будет заниматься развитием города.

— Не смущает, что премьер-министр от СЗК Марис Кучинскис, напротив, регулярно утверждает, что реальных путей сотрудничества с «Согласием» не видит?

— Отношусь достаточно спокойно.

Марис КучинскисМарис Кучинскис

Как известно, взгляды политиков на коалицию до и после выборов сильно различаются.

Сейчас для обеспечения стабильности правительства премьеру, разумеется, не нужно скакать и говорить: «Вот мы сейчас с “Согласием” будем сотрудничать». Но я думаю, что после выборов в Сейм в 2018 году это будет наиболее реальная коалиция.

Что в Юрмале, что в Даугавпилсе на уровне муниципалитетов сотрудничество с «“зелеными” и крестьянами» становится всё более распространенным. Наработанный на местном уровне опыт мы сможем применить на уровне страны, потому что на данный момент «Согласие» и СЗК — две самые крупные партии, которые стабильно удерживают свои места. 

Остальным партиям сложнее. «Единство» очевидно катится вниз. «Националы» никогда не наберут больше 10–13%, да и работать с ними — себе в убыток. Так что союз с СЗК — наиболее реальная коалиция на будущее, если не появятся новые сильные игроки, что тоже возможно, но признаков чего я пока не вижу.

— Как быть с тем, что правительство довольно жестко спорит с Ушаковым по поводу той же образовательной реформы?

— Отмечу, что споров на повышенных тонах со стороны Кучинскиса я не слышала. Образование — это министр Карлис Шадурскис из «Единства». Логично, что премьер поддерживает своего министра, но на конфронтацию идет Шадурскис, никак не Кучинскис. 

Карлис ШадурскисКарлис Шадурскис

Со стороны премьера скорее просматриваются прагматические отношения с «Согласием»; он не идет на обострение. Более того, на днях президент Раймонд Вейонис [тоже член СЗК] в своей речи в парламенте прямо указал на проблему неграждан, конкретно — их детей.

Обычно должностные лица, упоминающие проблему неграждан, сразу подвергаются жесткой критике, после чего замолкают.

Вейонис полгода назад упомянул неграждан, подвергся за это критике и сейчас продолжил данную тему. Это вызывает у меня большое уважение. Думаю, у нас есть тут точки сближения, как и по другим вопросам, которые коалиционные партии обычно стараются не обсуждать.

— В соседней Эстонии «центристы» вошли в правящую коалицию после того, как сменили лидера. Им пришлось подкорректировать некоторые позиции, включая мнение о 9 Мая. Как Вы воспринимаете опыт «центристов»?

— Понятно, что определенные компромиссы возможны и допустимы.

Но что касается «Согласия», мы уже много раз на эти компромиссы шли. Пока что это ни к чему не привело. Так что усиленно обсуждать, от чего бы еще отказаться, не вижу необходимости.

К нам была куча претензий: и по Рубиксу, и по оккупации, и по «ЗаПЧЕЛ»… Уже столько лет обсуждаются условия, что в нашей партии на данный момент нет готовности идти на добровольные уступки. Наша позиция и так достаточно взвешенная. Прежде чем говорить о каких-то уступках, я бы хотела увидеть сначала уступки с другой стороны. 

В Латвии есть множество вопросов, которые не решаются: образование, неграждане, язык, та же история. И сначала давайте обсудим, какие из этих вопросов будут решаться, а потом — какие можем отложить на более позднее время. «Согласию» начинать с уступок после стольких лет уступок не нужно. Отступать нам некуда!

— Эксперты подмечают, что Ушаков еле-еле удержался в Риге. В этой связи расскажите, насколько уверенно смотрите на выборы в следующем году?

— Огорчает, конечно, что у нас в Риге уменьшение результатов, а в Юрмале результат тот же. Рост поддержки партии прекратился.

Остался стабильный избиратель, который зачастую голосует за «Согласие» потому, что больше не за кого.

Естественно, партии необходимо развиваться, обновляться, предлагать новые идеи, новые решения. На парламентских выборах самое сложное — ожидать, что «Согласие» наконец попадет в правительство. Третий раз говорить, что есть надежда, что нас возьмут, — уже неубедительно. Хотя действительно такая надежда есть! Но после двух неудачных попыток, когда «Согласие» набрало больше всех голосов и это не помогло, делать на этом акцент будет странно. Нам надо находить другие аргументы, предлагать новые идеи, чтобы вдохновить избирателя и заставить его поверить в нас.

— Нет опасения, что «латышские» партии вновь против вас объединятся, выставят общий список?

— В Риге-то объединенный список им не очень помог.

Объединенный список, по сути, признак слабости.

Скажем, для «Единства» это был единственный способ удержать позиции, а для СЗК это был вынужденный шаг ради стабильности правительства.

В этом смысле мы не боимся объединений против нас. До сих пор правительства в Латвии создавались по принципу «лишь бы не “Согласие”». Поэтому в объединениях ничего нового не будет.

— Мандат депутата будет помогать Вам заниматься правозащитной работой?

— Во-первых, мандат депутата поднимает мой статус. Часто правозащитники сталкиваются с вопросом: «А кого вы вообще представляете?» Мне же мандат дали избиратели, и я имею подтверждение, что людям нужно то, что я делаю. И второе: как правозащитнику, мне нужно убеждать представителей власти предпринимать некие шаги для соблюдения прав людей. Теперь для этого будет больше возможностей, хотя бы на уровне Юрмалы.

— Вы известны как защитница русских школ. Продолжите заниматься этим, будучи депутатом?

— Проблемы остаются. Положение русских школ шаткое. Оно основано на политических компромиссах, а даже не на правах, закрепленных в законе. В зависимости от министров и чиновников правила игры для русских школ могут поменяться полностью. Школа останется в моих приоритетах. На выборах снова будем ставить вопрос и численности школ, и изменения подходов к образованию. 

В случаях, когда министерство выдвигает претензии к школе, для директоров очень важно, что самоуправление их поддержит. Русские директора достаточно сильно запуганы постоянными проверками. Если местная власть школу поддерживает, та может спокойнее развиваться, больше думать о педагогическом процессе, чем о выполнении бюрократических требований.

— Вы говорили, что президент опять поднимает тему неграждан. Это меняет перспективу решения данной проблемы?

— Неграждане — системный недостаток латвийской демократии, латвийской политической нации. Если о них не говорить, проблема не перестает существовать. Кроме того, сейчас даже со стороны НАТО постоянно идут рекомендации как-то решить этот вопрос. В Альянсе считают, что положительное решение вопроса неграждан увеличит стабильность и безопасность страны. Влияет на это и международная кампания ООН, направленная на снижение безгражданства в мире. Закономерно, что и наш президент похожую инициативу выдвинул. Я очень рада, что об этом говорится.

До сих пор было так: если ты говоришь о проблемах неграждан, значит, ты агент России, враг государства со всеми вытекающими последствиями. Обсуждение данной проблемы на уровне президента легитимирует общественные организации, защищает их от кампании очернения и стигматизации со стороны определенных сил.

Это позитивный сигнал, и теперь, если парламентские выборы позволят создать новую коалицию, возникнет очень большой шанс, что мы решим проблему неграждан. Решения-то давно известны, вопрос только в политической воле и смелости это сделать. Пока в правительстве будут националисты, все самые логичные решения будут невозможны. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров