Президент Украины Владимир Зеленский в интервью британской The Guardian заявил, что в конце 2020 года он выйдет из переговоров с Россией, если конфликт в Донбассе не удастся урегулировать. Украинский лидер, по сути, поставил ультиматум. Но что же произойдет, если Москва, Луганск и Донецк не выполнят требования Киева, уточнено не было. Можно предположить, что все вернется к временам Петра Порошенко: украинско-российские контакты будут заморожены, а на линии соприкосновения продолжатся вялые перестрелки.
«Мы можем потратить один год на эти договоренности. Если это продлится дольше, нам нужно изменить формат и выбрать другую стратегию. Я не потрачу пять лет, которые мне дали украинцы, на работу по Минским соглашениям», — заявил Зеленский.
Многие эксперты в Киеве считают, что выход из Минских соглашений будет катастрофичен и для Украины, и для самого президента, чей рейтинг нынче держится лишь на ожидании окончания войны.
«Прежде чем пугать кого-то выходом Украины из минского процесса, Зеленскому стоит вспомнить, как она туда вошла», — язвительно прокомментировал ситуацию глава Агентства социальных коммуникаций Сергей БЕЛАШКО.
Эксперт напомнил, что в январе-феврале 2015 года ожесточенные боевые действия, который получили название «дебальцевский котел», завершились отступлением украинских войск и переходом Дебальцево под контроль ДНР. Чтобы урегулировать горячее противостояние, 11–12 февраля в Минске встретились лидеры России, Украины, Франции и Германии («нормандской четверки»). В результате проведенных переговоров Владимир Путин, Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Петр Порошенко согласовали комплекс неотложных мер, названный Минскими соглашениями (документ подписали также главы ДНР и ЛНР). Эти договоренности из 13 пунктов поддержал Совбез ООН. Все пункты соглашения должны были быть выполнены до конца 2015 года, но, к сожалению, в полной мере они не реализованы до сих пор.
Однако Минские соглашения отошли в Украине на десятый план. Возможно, в нынешнем году страна изменится настолько, что все эти заявления о входе-выходе и новых условиях-ультиматумах Киева будут совершенно неактуальны. И причиной тому меры, которые предпринимает украинское руководство в процессе имитации борьбы с эпидемией коронавируса.
«Эти мероприятия настолько разрушительны для экономики и социальной сферы, что уже пару месяцев карантина мы можем столкнуться с голодными бунтами, настоящими и не проплаченными майданами, погромами магазинов и складов, резко выросшей уличной преступностью и прочими последствиями тупого обезьяньего копирования Киевом поведения европейских стран, — заявил замдиректора Украинского центра социальной аналитики Валерий ПЕСЕЦКИЙ. — Уже очевидно, что госбюджет через месяц будет наполнен лишь на треть. Добавим к этому надобность выплаты в этом году 17 млрд долларов внешнего долга. Что на выходе? Очереди в городах за бесплатной похлебкой? Ни на что другое у государства просто не будет денег.
В этих обстоятельствах приоритеты Зеленского будут кардинально откорректированы, включая минский процесс и отношения с Россией в целом.
Нужны будут компромиссы, восстановление торгово-экономических отношений с Москвой и получение за счет этого дополнительных ресурсов для выживания страны. Так что уже вскоре все эти амбиции Киева насчет диктовки своих условий Кремлю и ЛДНР могут попросту испариться: внутренняя ситуация на Украине внесет серьезные коррективы».
Заявления о возможном выходе из Минских соглашений напоминают детские угрозы назло врагам биться головой о стену. Логика тут проста: Германия и Франция настаивают, что именно к выполнению Минских договоренностей привязаны снятие антироссийских санкций и нормализация военно-политической (в том числе и межблоковой) обстановки в Восточной Европе. Их позиция предполагает, что соглашения априори не выполнить может только Россия, в то время как Украина якобы делает все возможное для их реализации.
«Если Киев выйдет из них [Минских соглашений], вся эта стройная схема разрушится, а европейские лидеры будут выставлены дураками, на протяжении стольких лет поддерживавшими позицию заведомо недоговороспособного Киева, — пояснил эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил БОГАТЫРЕВ. — Таким образом, выход из Минских соглашений — самое глупое, что только может предпринять украинское руководство.
Несмотря на то, что этот демарш не приведет к изменению ситуации на линии соприкосновения, после него Украина напрочь лишится поддержки ведущих европейских государств даже на уровне риторики.
В таком случае антироссийские санкции могут быть сняты в одночасье, а Киев может оказаться на обочине европейской политики и истории».
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ отметил, что бессмысленно критиковать неадекватность Зеленского, ведь адекватности неоткуда взяться.
«Очевидно, что он (или те, кто за ним стоят) начали рискованную игру. Параллельно реализуется два сценария. Один — тактический: заверить Запад (прежде всего — США), что, несмотря на ротацию правительства и сближение с олигархами, Зе обещает сохранение евроатлантического курса, усиленное хамским ультиматумом Москве. Это должно сработать, и Украина получит ожидаемый транш МВФ и военную помощь от США.
Второй сценарий — условно стратегический: отказ от "Минска 2" (и заодно от Донбасса) без риска снятия санкций ЕС с России. Для этого готовится референдум, на котором большинство проголосует за отказ от выполнения Минских соглашений (не проблема придумать нужную формулировку!). Это даст аргументы для Парижа и Берлина: "Мы же демократическая страна и не можем идти против мнения большинства граждан. Поэтому мы закрываем в среднесрочной перспективе тему реинтеграции Донбасса, возлагая на Москву (которая не хочет соглашаться на мир на украинских условиях) ответственность за аннексию теперь уже и Донбасса". После чего, как сказал Зе в интервью "Гардиан", он займется внутренними проблемами», — резюмировал Погребинский.