В 2014 году пришедшие на волне Майдана власти получили беспрецедентный уровень международный поддержки. За четыре года этот уровень поддержки оказался бездарно растрачен, и теперь официальный Киев не критикует только ленивый. Шутка ли, но даже со стороны США и Великобритании в сторону Киева в последнее время летит всё больше критических стрел.
Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда Госдепартамента США 20 апреля представило доклад о деятельности по защите прав человека за 2017 год. В нём, в частности, указывается, что на Украине имеют место серьезные нарушения прав человека. Притом не только на неподконтрольных Киеву территориях, но и на контролируемых центральным правительством. Речь идет о превышении сотрудниками силовых структур своих служебных полномочий, что повлекло за собой нарушения прав человека, а также об отсутствии наказания для виновных в расстреле участников Майдана.
Несколько ранее британская правозащитная организация Amnesty International, помимо обнародования информации о нарушениях прав человека в Крыму и Донбассе, обращала внимание на существование тайных тюрем украинских спецслужб и на неправомерное задержание людей правоохранительными органами, а также на давление на гражданский сектор со стороны власти. В Киеве традиционно всё отрицают, но с течением времени степень доверия к любым заявлениям украинских «верхов» близится к абсолютному нулю.
Отчет Freedom House под названием «Страны в переходном периоде» тоже едва ли обрадовал киевских правящих. Авторы отчета хоть и отметили некоторые успехи в части реформы местного самоуправления, но акцентировали внимание на спаде в развитии независимых СМИ и гражданского общества. При этом общая оценка уровня коррупции в Украине не снизилась, что лишний раз подтверждает неэффективность новосозданных антикоррупционных органов.
В сущности, в сложившейся на Украине системе общественных отношений борьба с коррупцией как таковая обречена на провал: пчёлы не могут быть против меда. К тому же, как демонстрирует опыт стран ЕС, имеется прямо пропорциональная зависимость между степенью деиндустриализации и уровнем коррупции.
Учитывая, что Украина, по словам бывшего вице-президента США Джо Байдена, превращается в «великую аграрную державу», избавляясь от созданной в советское время промышленности, уровень коррупции в стране по-прежнему будет одним из наиболее высоких в Европе.
После прихода к власти в США Дональда Трампа циркулировали слухи о том, что против украинских топ-чиновников, подозреваемых в причастности к коррупционным схемам, Вашингтон введет санкции. В середине марта прошлого года американское издание PR NewsChannel сообщило, что Подкомитет по вопросам Европы, Евразии и новых угроз Комитета по иностранным делам Палаты представителей США назначил слушание по рассмотрению теневой деятельности ряда украинских политиков, чиновников и бизнесменов. Впрочем, за истекший год никаких санкционных инструментов против высокопоставленных украинских чиновников и политиков применено не было.
Нужно понимать, что западные игроки заинтересованы не столько в обуздании коррупции на Украине, сколько в принуждении украинских «верхов» к большей лояльности через вскрытие коррупционных схем.
Тем не менее слухи о возможном введении американских санкций против отдельных украинских политиков и чиновников продолжают периодически появляться в украинском информационном пространстве. По информации украинских журналистов, под санкции могут попасть близкие к президенту Порошенко и экс-премьеру Яценюку люди. Из наиболее видных называются имена Игоря Кононенко, армейского сослуживца Порошенко, и Сергея Пашинского, главы Комитета Рады по безопасности и обороне от партии Яценюка «Народный фронт».
Пожалуй, Кононенко — наиболее близкий к Порошенко политик, который является одновременно и бизнес-партнером президента Украины, и одним из «мозговых центров» пропрезидентской партии. Помимо прочего, Кононенко является эффективным переговорщиком между различными финансово-политическими группами, обеспечивая их политическую лояльность к Порошенко в обмен на предоставление преференций в бизнесе. Примечательно, что Кононенко уже начал «окучивать» один из мажоритарных округов в Киевской области, рассматривая вариант прохождения в Раду следующего созыва, даже если Порошенко не сумеет переизбраться на президентский пост.
К слову, западные игроки настаивают на проведении следующих парламентских выборов сугубо по пропорциональной системе, но фактический старт предвыборной кампании Кононенко подсказывает, что такому сценарию будут всячески противостоять киевские элитарии.
Под контролем же нардепа Пашинского до недавнего времени находился концерн «Укроборонпром», ставший огромной «кормушкой» с началом войны в Донбассе. Не так давно в наблюдательный совет «Укроборонпрома» были введены американцы в расчете на то, что будет уменьшена либо перенаправлена в «правильные» зарубежные карманы коррупционная рента киевских чиновников.
Отдельно было сказано, что американские санкции могут быть введены против Виктора Медведчука, главы организации «Украинский выбор» и спецпредставителя Украины по вопросам гуманитарного характера в минской Трехсторонней контактной группе. Представляется, что в данном случае речь идет не о коррупции, ведь Медведчук не занимает постов в государственном аппарате, а о сугубо символическом шаге Вашингтона против одного из видных оппонентов проамериканского курса Украины.
Напомним, что Медведчук в должности главы администрации президента Кучмы оппонировал США еще в 2002 году, когда Вашингтон обвинял Киев в поставках Ираку радиолокационных систем «Кольчуга», но так и не сумел предъявить доказательства. В ноябре 2002 года Медведчук выступил с докладом в Совбезе ООН, разбив все обвинения против Украины и предотвратив введение санкций против страны. Кроме того, в последнем интервью Deutsche Welle Медведчук прямо заявил, что Украина и дальше будет пребывать в нынешнем незавидном положении, пока будет находиться под внешним управлением США.
26 апреля стало известно, что 57 американских конгрессменов обратились в Государственный департамент США с письмом о росте антисемитизма в Европе, в частности на Украине. Конгрессмены подчеркнули, что закон Украины, известный как «закон о декоммунизации», героизирует нацистских коллаборационистов и объявил уголовным преступлением отрицание их «героизма», но этот шаг украинского правительства не вызвал практически никакой реакции со стороны США.
Владимир Вятрович, глава Украинского института национальной памяти, комментируя обращение конгрессменов, конечно, упрекнул подписантов в «низком уровне знаний», но сам факт отправки такого письма явно не добавляет оптимизма Киеву.
Впрочем, пока говорить о кардинальном пересмотре американской политики в отношении Украины преждевременно. По-прежнему внешние силы рассматривают Украину как инструмент ослабления России и как удобный повод для введения всё новых антироссийских финансово-экономических ограничений.
Кроме того, на украинском направлении американский капитал извлекает экономическую выгоду. Тем более что Порошенко лично лоббирует его интересы, пытаясь тем самым решить внутриполитические задачи. Но если пересмотра американской политики по отношению к Украине ожидать пока преждевременно, то отказ от внешней поддержки Порошенко в ходе ближайших выборов видится вполне рабочим сценарием. Быть может, в следующем политическом цикле ставка Вашингтона будет сделана на музыканта Святослава Вакарчука, который ныне проходит обучение в американских университетах.