Кризис и гражданская война на Украине длятся четвертый год. Минский процесс, который предполагает прямой диалог между Киевом и самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками (ЛДНР), зашел в тупик. Однако основным препятствием для воссоединения украинских земель является не идеологическое противостояние и не желание Донбасса быть независимым, а украинская власть в лице нынешнего президента Петра Порошенко и его команды.
Отделение Донбасса от Украины поддерживает только Порошенко
С трибун украинская власть заявляет о стремлении вернуть Донбасс в состав Украины, но по факту делает всё для разрыва связей с территориями самопровозглашенных республик.
В Донецке и Луганске ситуация обратная. Лидеры ЛДНР во внутреннем информационном поле продвигают идею независимости, хотя понимают, что регион будет возвращен Украине. Об этом, в частности, свидетельствуют слова народного депутата Украины Надежды Савченко, обнародованные 23 марта Генеральной прокуратурой Украины (ГПУ).
«Они понимают, что Россия их всё равно будет отдавать в Украину. То есть геополитически никак не срастется, что они [ЛДНР] останутся… практически независимыми или под Россией. Они, пока Петя [Петр Порошенко] у власти, никак не хотят. То есть их просьба: “Меняйте власть”. Они готовы сделать всё, что надо, с их стороны…» — объяснила Савченко своим товарищам по подготовке государственного переворота на Украине.
Российская Федерация в вопросе будущего Донбасса последовательно отстаивает реализацию Минских соглашений: территории ЛДНР в статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) должны войти в состав Украины.
Конечно, позиции и мнения в политике изменчивы, но факты и реальная расстановка сил и интересов — вещь упрямая.
Донбасс и Украина жизненно необходимы друг другу
Несмотря на взаимную неприязнь донбасских и украинских властей, непрекращающиеся боевые действия и экономическую блокаду со стороны Украины территорий Донецкой и Луганской областей, подконтрольные Киеву районы и так называемые ОРДЛО взаимозависимы. Во-первых, стороны зависят друг от друга в поставках ресурсов и работе системы. Во-вторых, всё еще крепки межчеловеческие связи, семейные, родственные и дружеские узы.
Объединяемые водой
Чтобы понять, почему Украина до сих пор не перекрыла подачу воды в ДНР, как это было сделано в Крыму, достаточно посмотреть на карту водоснабжения Донецкой области.
В случае перекрытия канала «Северский Донец — Донбасс» подконтрольный Киеву полумиллионный Мариуполь останется без воды. Также подобные действия грозят региону настоящей гуманитарной катастрофой, ведь приемлемых альтернатив существующему водоканалу у Донбасса нет.
Объединяемые углем
В феврале-марте 2017 года уголь из Донбасса номинально перестал поступать на Украину. Однако шахты не прекратили свою работу: начались поставки угля в Россию, а из России — на Украину. Этим объясняется рост импорта угля в 2017 году почти в два раза. Напомним, что покупать уголь за рубежом Украина начала в 2014 году, после начала вооруженного конфликта в Донбассе.
В итоге Донецк и Луганск продолжают продавать, а Украина — покупать добываемый в Донбассе уголь.
Сегодня украинская власть пытается снизить зависимость от поставок угля из Донбасса, изменяя структуру производства электроэнергии в пользу атомной генерации. Если в 2011 году атомные электростанции Украины производили для страны около 30% электроэнергии, то в 2017 году — уже 55%, правда в условиях существенного сокращения генерации.
Война понизила мобильность, но не разорвала межчеловеческие связи
В 2014 году раздел территорий Донецкой и Луганской областей прошел по фактической линии фронта, то есть по живому, разделяя семьи, родственников, друзей и знакомых.
ДНР — это 33% территории и 53% населения Донецкой области, ЛНР — 31% территории и около 66% населения Луганской области.
Возникновение границ, блокпостов, вооруженных людей и прочих атрибутов военного времени и гражданского конфликта существенно осложнили жизнь людей и их взаимоотношения. Но, согласно последнему докладу Управления верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ), ежедневно через пять пунктов пропуска в Донбассе совершается около 35 тысяч пересечений границы, или 0,68–1,09 миллиона пересечений ежемесячно.
И даже если конфликт в Донбассе затянется, история знает примеры воссоединения искусственно разделенных народов, которым не помешали идеологические разногласия. Так, спустя 41 год объединились Федеративная Республика Германия и Германская Демократическая Республика. Несмотря на 70‑летнее существование врозь и серьезные противоречия, диалог с переменным успехом ведется между Южной и Северной Кореей.
Россия заинтересована в возвращении Донбасса в Украину
Для России разрешение конфликта в Донбассе и урегулирование ситуации на Украине в целом — это часть национальных интересов, роль защитника которых в государстве во многом выполняет президент РФ Владимир Путин.
«Все знают, что наш президент никому не позволит заступать за “красные линии” национальных интересов России», — в очередной раз напомнил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в интервью телеканалу «Мир».
Влияние и контроль важнее физического контроля над территорией
Что такое национальные интересы России? «То, что хорошо для русского человека, то и национальные интересы России, и вообще для народов РФ», — пояснил Путин в ходе пленарной сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Является ли национальным интересом России приращение территорий, в том числе за счет Украины? Нет. Россия — это самая большая страна на планете. Кроме того, от новых санкций, которые обязательно будут в случае включения в состав РФ Донбасса или большой войны на Украине, русскому человеку хорошо не станет.
Национальный интерес России — Донбасс в составе Украины
Сегодня Россия заинтересована в экономическом росте, который может быть обеспечен за счет нормализации отношений с Западом, и, безусловно, во влиянии на всю Украину через торговлю, финансы, политику и культуру.
Чтобы влиять на Украину и использовать ее как рынок сбыта для своей продукции или как буферную зону на западной границе, России необходимо сохранить целостность страны. А Донбасс — это удобный и в перспективе действенный инструмент, «прививка» от НАТО, национализма и прозападного правительства на Украине.
Поэтому Россия продвигает идею реализации Минских соглашений и оставляет открытым «окно» реинтеграции Донбасса в Украину: жители республик не получают паспорта Российской Федерации (как это было сделано в Приднестровье, Абхазии и Осетии), республики не признаны Россией (как те же Абхазия и Осетия в 2008 году).
Та же логика объясняет низкий уровень развития государственных, политических и экономических институтов ЛДНР и отсутствие больших капитальных инвестиций в Донбасс, который должен в результате отойти Украине.