Инциденты последних месяцев, связанные с депортацией и отказами во въезд в страны Балтии ряду журналистов, политологов и экспертов из разных стран, а также попытки ограничить вещание некоторых телеканалов говорят о том, что прибалтийские спецслужбы всё сильнее начинают влиять на общественную сферу жизни региона. О том, как именно осуществляется это влияние и к чему оно может привести, в своем выступлении на конференции «Страны с проблемной демократией во главе ЕС: угрозы глобальной безопасности» рассказал военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь КОРОТЧЕНКО:
- Стоит отметить интерес практически всех специальных служб, отвечающих за внутреннюю безопасность, к процессам, которые происходят в медиа-пространстве стран Балтии. Очевидно, что существует закрытая от внешних наблюдателей часть оперативной работы, которую ведет Полиция безопасности Эстонии и Латвии, а также Департамент государственной безопасности Литвы. В то же время мы видим и выход в публичную плоскость, плоскость публичных заявлений и дискуссий тех или иных ньюсмейкеров из прибалтийских спецслужб, которые уже открыто говорят о том, что они следят за информационным полем. Более того, в качестве угрозы национальной безопасности рассматривается доминирование России на информационных площадках, и заявляется, что этому процессу необходимо всячески противодействовать.
В данном случае судить о происходящих процессах мы можем через призму публичных заявлений ньюсмейкеров и должностных лиц прибалтийских спецслужб. Хочу специально подчеркнуть, что институт спецслужб — это атрибут любого государства, и никто не ставит под сомнение право Эстонии, Латвии и Литвы иметь такие структуры.
Но в то же время в этих странах мы наблюдаем вырождение спецслужб фактически в то, что называется политической контрразведкой. Иными словами, политической полицией безопасности, цели и задачи которой далеки от того, что провозглашено в конституциях соответствующих стран.
Говоря об области контроля за СМИ, стоит отметить, что сегодня в прибалтийских спецслужбах созданы подразделения, отслеживающие информационные процессы. Кроме того, ведется оперативный учет конкретных журналистов. Можем сказать прямо — ведутся политические досье на людей, в основном на представителей СМИ и правозащитных организаций. И рассматриваются все эти люди в качестве нелояльных существующему политическому строю.
Председательство Латвии в Европейском союзе послужило поводом для того, чтобы спецслужбы Латвии резко ужесточили контроль над ситуацией в медиа-сообществе страны. Причем речь идет не только о контроле за деятельностью собственно журналистов и правозащитников, но и о том, что 12 июня прошлого года при участии Полиции безопасности Латвии министр внутренних дел Рихард Козловскис издал закрытый список, в который вошли, в том числе, и российские журналисты и эксперты, чья деятельность, по мнению латвийского МВД, представляет угрозу национальной безопасности. Список, повторюсь, носит закрытый характер. А значит, это не то же самое, что делал МИД Латвии, когда публично объявлял представителей российского шоу-бизнеса нежелательными гостями. Речь идет именно о работе МВД Латвии, где целый ряд журналистов и экспертов были объявлены «невъездными». Разумеется, список не оглашается, но некоторые из тех, кто пытался въехать по линии различных мероприятий, проводимых в Риге, уже с этим столкнулся. Могу, в частности, напомнить о нашумевшей истории господина Симонова, директора Фонда международной энергетической безопасности, которого изъяли прямо из ресторана в центре Риги и депортировали в тот же день назад в Москву. Это касается и других видных российских экспертов и политологов, столкнувшихся с аналогичной практикой. И если раньше на фоне процессов, происходящих в Эстонии, где ряд гостей клуба «Импрессум» не были впущены или были депортированы из Таллина, считалось, что именно Эстония наиболее жестко работает для недопущения проникновения нежелательных российских ньюсмейкеров к себе, то теперь, накануне председательства в ЕС, эту практику взяла за основу своей работы и Полиция безопасности Латвии.
Если обсуждать методы работы, то, конечно, спецслужбы в Латвии и Литве действуют крайне топорно, занимаясь тем, чем в свое время занималось известное Пятое управление КГБ СССР, а именно борьбой с идеологическими диверсиями.
Сегодня в странах Балтии этот институт контроля с инакомыслием возрожден, фактически, на полной основе. Вспомнить хотя бы отключение нескольких российских телеканалов в Литве, где планировался показ документальных фильмов-расследований относительно отдельных аспектов литовской политики и деятельности литовских спецслужб. Чудесным образом происходило отключение этих каналов буквально за несколько десятков минут до того, как тот или иной фильм мог стать достоянием широких народных масс. Другое дело, что все смотрят потом эти же самые фильмы через интернет, по YouTube; тем не менее, такая топорная работа, к сожалению, присутствует в деятельности литовских и латвийских спецслужб.
Стоит отметить, что Эстония в этом отношении, пожалуй, более продвинута, чем её соседи. Эксперты в России могут заметить, как Полиция безопасности Эстонии, как это ни странно, заботится о своем имидже, и даже в условиях ограничений на информационные контакты активно взаимодействует с эстонскими СМИ. Более того, создан целый медиа-клуб при КаПо, есть известные обозреватели, специализирующиеся на освещении деятельности КаПо в газете Postimees. Пишутся и готовятся достаточно квалифицированные материалы, выгодно показывающие роль и значение Полиции безопасности Эстонии для реализации государственных устремлений страны.
Однако и КаПо допускает грубые информационные просчеты. В частности, всем известна история с выдающимся европейским интеллектуалом господином Кьеза. Причиной таких жестких действий послужили неприятные для Полиции безопасности Эстонии факты, когда стало известно, что помимо людей, выявленных в предшествующие периоды, внутри центрального аппарата КаПо действует иностранная агентура. Она нанесла ощутимый ущерб имиджу самой Эстонии и ее спецслужб. Фильм-разоблачение об этом был показан по одному из российских каналов. Поэтому, видимо, после анализа вала негативных публикаций под давлением МИД Италии на МИД Эстонии, стало очевидно, что впредь подобного рода инциденты с господином Кьеза не могут повториться. Он с успехом, собрав аншлаг, выступил в Таллине несколько дней назад, и та же самая Полиция безопасности сделала официальное заявление, где объяснила, что запрет на сей раз не был реализован, потому что информационный ущерб для государства от нового запрета был бы слишком масштабен.
К сожалению, СМИ Балтии не ставят вопрос об усилении парламентского контроля за собственными спецслужбами. Их вырождение в прибалтийские мини-КГБ привело к тому, что Департамент государственной безопасности Литвы осуществил перехват электронной переписки и телефонное прослушивание одного из президентов Литвы. Казалось бы, речь идет о высшем должностном лице, верховном главнокомандующем вооруженными силами Литвы. Тем не менее, это лицо стало объектом оперативной разработки со стороны своей собственной спецслужбы.
Кроме того, отсутствует практика контроля за оперативно-техническими мероприятиями, проводимыми Полицией безопасности Эстонии в работе по ряду депутатов парламента, которые подозреваются в качестве российских агентов влияния. Устанавливается прослушивающая аппаратура в таллинской мэрии. Аналогичной «свободой рук» в последнее время обладает и МВД Латвии в лице Полиции безопасности, когда объектами оперативных разработок становятся члены Кабинета министров, в том числе и те, кто не получали допуск к государственной тайне и вынуждены были унизительно судиться либо покинуть свой пост по причине того, что Бюро по защите конституции попросту не предоставляло соответствующего допуска.
Вырождение прибалтийских спецслужб в политические контрразведки приводит и к нарушению свобод журналистов. Многие вещи носят латентный, скрытый характер, но совершенно очевидно, что активным образом проводится работа, чтобы не дать возможность прибалтийским СМИ (особенно русскоязычным) стать инструментом, при помощи которого русские диаспоры и пророссийские организации смогли бы усиливать свое влияние. В качестве политической задачи ставится цель недопущения консолидации русскоязычных движений в странах Балтии, чтобы они не стали серьезным фактором влияния на политические процессы.
В заключение хотел бы сказать, что каждый случай, когда на свободу слова пытаются одеть полицейский намордник, должен получать очень жесткую, профессиональную и быструю реакцию со стороны журналистов. Наши прибалтийские коллеги могут рассчитывать на то, что российские СМИ будут однозначно на их стороне. Во имя общих демократических свобод и развития общества любые попытки возродить полицейский произвол и бесконтрольность спецслужб должны получать адекватный отпор.