×
Политика Политика

«Право и справедливость»: польско-российские отношения — вызов для Варшавы

Источник изображения: http://image.zn.ua/

25 октября в Республике Польша состоялись очередные парламентские выборы, победу на которых, по данным экзит-поллов, одержала оппозиционная партия «Право и справедливость».

В соответствии с предварительными данными, голоса поляков распределились следующим образом:

·       «Право и справедливость» (ПИС) — 39,1 %

·       «Гражданская платформа» (ГП) — 23,4 %

·       «Кукиз’2015» — 9,0 %

·       «Современная Польша» — 7,1 %

·       «Польская крестьянская партия» — 5,2 %

Остальные партии не преодолели избирательного барьера в 5%. «Объединенная левица» не перешагнула избирательный барьер для коалиции, составляющий 8%.

Явка, по предварительным данным, составила ожидаемые для Польши 51,6%.

Результаты парламентских выборов (в отличие от недавних президентских) для Польши огромной сенсацией не стали, поскольку еще в начале предвыборной кампании «Право и справедливость», по данным социологических опросов, значительно опережала правящую Гражданскую платформу. Практически все последующие исследования общественного мнения только подтверждали стабильность перемены политических настроений поляков. Явным сигналом также стало вручение в сентябре текущего года престижной премии «Человек года Экономического Форума в Крынице» председателю ПИС, экс-премьеру Ярославу Качиньскому, которое сразу же связали с тем, что польский бизнес «почувствовал ветер приближающихся перемен» и продемонстрировал «согласие» на смену политической конъюнктуры в стране.

Единственной неожиданностью текущих выборов можно назвать то, что впервые в истории современной Польши в парламент страны не вошла левица (польское название левых партий), что говорит в целом о кризисе «левой идеи» в Республике.

Весь ход предвыборной кампании был сосредоточен на традиционном противостоянии двух антагонистически настроенных по отношению друг к другу политических партий Польши — оппозиционной ПИС и правящей 8-ой год ГП. Из-за этого уже ставшего привычным за последнее 10-летие соперничества эксперты часто называют польскую политическую систему де-факто «двухпартийной».

Третьей силой в парламенте ожидаемо стала «внесистемная» партия музыканта Павла Кукиза, занявшего на президентских выборах текущего года все то же третье место, набрав 20% голосов, и успевшего за несколько месяцев растерять столь внушительную поддержку.

Прошедшая кампания только подтвердила фактическую «двухпартийность» польской политической жизни, а также показала то, что масштаб политической дискуссии в стране из-за данной бинарности сужен до предела. Можно сказать, что как ПИС была занята развенчанием ГП в ходе кампании, так и ГП была занята развенчанием ПИС — кульминацией этой борьбы стали дебаты кандидаток на премьеров Беаты Шидло (ПИС) и Эвы Копач (ГП).

Однако стоит сказать, что, во-первых, «Право и справедливость» все же в ходе прошедшей кампании по сравнению с Гражданской платформой удалось быть гораздо более рациональной и конкретной. Во-вторых, проверенная временем методика ГП по запугиванию избирателей «авторитарной», «клерикальной» ПИС дала сбой еще в ходе выборов в Европарламент 2014 года, а на парламентских выборах 2015-го она провалилась вовсе. Провалилась по двум основным причинам — «усталость» поляков от Платформы и Платформы — от самой себя, а также отказ «авторитарного» лидера ПИС Я.Качиньского от амбиций на премьерство. 

«Гражданская платформа», будучи правящей партией последние 8 лет (что является нетипично долгим сроком для Польши), успела полякам поднадоесть. 

Год назад появились поводы даже для того, чтобы ГП не только еще больше полякам надоела, но и опротивела. Летом 2014 года Польшу сотрясла так называемая «афера звуколент», вследствие которой в свет вышло множество тайно записанных ресторанных бесед практически всех министров правительства Республики друг с другом, а также с видными представителями польских бизнес-элит. Последняя запись по закономерному «стечению обстоятельств» была обнародована за несколько дней до выборов.

Благодаря обнародованным записям поляки из уст министров и представителей элит узнали о том, что «Польша как государство существует только теоретически», о том, что министр иностранных дел Радослав Сикорский в совершенстве владеет феней и знает кто в стране «последние фраера», о том, как польский миллиардер Ян Кульчик (неожиданно скончавшийся летом текущего года) лоббирует свои интересы и многом другом. После этой аферы рейтинг Гражданской платформы не стремительно, но все же пополз вниз, несмотря на попытки партии объяснить, что «в этих записях прослеживается российский след» и все это неправда и так не может быть.

В разгар аферы лидер ГП и премьер страны Дональд Туск в августе 2014 года будет избран на пост председателя Европейского совета и покинет должность главы партии, а также премьерское кресло. Лидером ГП и премьером станет Эва Копач, которая, собственно, и должна была привести партию к победе на текущих выборах. Однако что-то кроме анекдотов, казусов, невнятных выступлений о Копач в качестве премьера и лидера партии мало кто в состоянии вспомнить. Прошедшая предвыборная кампания оголила кризисное состояние ГП, в которой на статус неофициального лидера, понимая всю слабость и моментами карикатурность Копач, претендует активный, амбициозный Гжегож Схетына, являющийся ныне министром иностранных дел. Схетына даже в ходе кампании позволил себе выступить с открытой критикой Э.Копач.

Пока в ГП зрел внутренний конфликт, «Право и справедливость» выдвинула в качестве кандидатуры на пост будущего премьера страны вице-председателя партии Беату Шидло, возглавлявшую штаб Анджея Дуды (кандидат ПИС) на ставших для него победоносными президентских выборах. Для ГП, безусловно, это стало полной неожиданностью, т.к. все атаки были заготовлены именно на лидера ПИС экс-премьера Я.Качиньского. 

Можно сказать, что этот политический ход, безусловно, повлиял на кампанию и ее итоги самым значительным образом. 

Во-первых, Беата Шидло, имея непосредственную причастность к триумфу ПИС на президентских выборах, изначально воспринималась как победитель. Во-вторых, она успела за президентскую кампанию стать популярной и узнаваемой в стране.

Однако в ходе предвыборной кампании Б.Шидло трактовалась политическими соперниками и многими политологами Польши в качестве фиктивного кандидата на премьера, маскирующего амбиции на премьерство Я.Качиньского. А если признавалось ее возможное премьерство, то только при условии того, что она тем самым Качиньским будет «управляться со второго ряда». Кроме того, даже эксперты, симпатизирующие ПИС, отмечали, что Шидло могла бы стать достойным министром, но до должности премьера она явно недотягивает. Так или иначе, кампанию ей удалось провести гораздо лучше «не управляемой со второго ряда» Э.Копач.

Не в последнюю очередь итог прошедшей кампании решило то, что ПИС 2015 года заметно отличается от ПИС 2005 года, победившей на парламентских выборах страны и «напугавшей» Польшу «авторитарными» методами управления, «репрессивной» антикоррупционной политикой, «клерикальными» лозунгами и т.д. За 10 лет партии удалось привлечь в свои ряды молодых политиков, научиться проводить эффективную политику в интернете, смягчить «клерикальную» риторику, а также подготовить программу развития государства по всем направлениям, начиная от медицины заканчивая культурой. О данной программе разворачиваются бесконечные дискуссии в экспертной среде Польши, однако факт того, что она есть, говорит о том, что партия к принятию власти готовилась серьезно.

На фоне такой основательности подготовки нынешняя премьер Э.Копач, транслировавшая лозунг о продолжении курса Гражданской платформы и недопущении ПИС к власти, безусловно, выглядела проигрышно.

Примечательно, что внешнеполитический фактор в кампании практически не использовался, что сыграло на руку именно фракции «Право и справедливость», известной своей амбициозностью в сфере иностранной политики, острой позицией в отношении России и скептической — в отношении ЕС. Беата Шидло ограничивалась лишь высказываниями о «сильной позиции Польши в Европе» и о том, что польско-российские отношения — это вызов для Варшавы, т.к. на сегодняшний день Москва для Польши не экономический партнер, а «противник». Конкретной позиции по Украине Шидло также не представила. 

Если темы России и Украины в ходе кампании удалось избегать, то «убежать» от проблемы беженцев не получилось. Это стало еще одним определяющим моментом кампании. Премьер Э.Копач заняла, по ее словам, христианскую позицию и согласилась принять положенную ЕС квоту на беженцев. По данным же сентябрьского опроса Ariadna, 67% поляков выступает категорически против принятия беженцев. В данном случае опять именно ПИС смогла заработать свои политические очки, вовремя прочувствовав польское недовольство и выступив категорически против принятия мигрантов. Роль «плохого полицейского» взял на себя лидер ПИС Я.Качиньский и в то время, пока он объяснял свою «нехристианскую» позицию в отношении беженцев, кандидат на премьера Б.Шидло спокойно рассказывала о ценностях семьи, яблоках и налоговой политике.

Все эти составляющие вместе оказали наиболее значительное влияние на выбор поляков. «Право и справедливость», по предварительным данным, одержала победу в 14 из 16 воеводств, что является крайне показательным, т.к. последнее 10-летие электоральная карта Польши была поделена между ПИС и ГП пополам: Восток — за консервативную «Право и Справедливость», Запад — за либеральную Платформу.

На текущий момент основным вопросом остается то, будет ли правление ПИС в дальнейшем создавать ощущение дежавю, как в текущих кризисных условиях в ЕС Шидло (в том случае, если все же она станет премьером) сможет совладать с евроскептическими взглядами партии, позицией по беженцам и сможет ли она отстраниться от влияния «авторитарного» Я.Качиньского.

Еще одним важнейшим вопросом является расследование катастрофы президентского борта под Смоленском, которое в Польше до сих пор не окончено и является одной из серьезнейших болевых точек Я.Качиньского — брата-близнеца трагически погибшего президента. Качиньский неоднократно заявлял, что возвращение ПИС во власть расставит точки над i в расследовании катастрофы и «виновные будут наказаны», а в качестве возможных виновных он рассматривает, кроме всех прочих, ряд деятелей Гражданской платформы.

Стоит напомнить о том, что новый президент А.Дуда достаточно активен в сфере иностранной политики, а в связке с правительством, представляющим его политический alma mater, он не будет ограничен ничем. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров