Евроинтеграция Украины происходит в индивидуальном формате — не на уровне страны, а на уровне каждого отдельно взятого гражданина. Сложившаяся социально-экономическая ситуация вынуждает украинцев перебираться даже в Прибалтийские республики, которые тем самым решают свои демографические проблемы.
Глобально тренд трудовой миграции с Украины зародился сразу после распада Советского Союза, но с 2014 года это явление стало социальной нормой для украинских граждан, особенно для молодежи. Это лишний раз доказывает успешность проводимых послемайданной властью реформ, направленных на создание условий для жизни внутри Украины хуже, чем в соседних странах. Граждане начинают искать лучшей жизни за рубежом и в конечном счете уменьшают издержки крупного капитала на заработную плату на общеевропейском рынке труда.
Постепенно украинцы осваивают новые направления трудовой миграции; одно из них — Прибалтика.
А ведь это дополнительное свидетельство социально-экономической ситуации внутри Украины, если вспомнить тот факт, что Прибалтийские республики отнюдь не входят в лидирующую группу стран ЕС по уровню и качеству жизни.
По данным Департамента миграции при МВД Литовской республики, на сегодняшний день в стране проживает 15,2 тысячи украинцев, что составляет 28% от общего количества иностранцев. С учетом сезонной занятости украинских трудовых мигрантов насчитывается на несколько тысяч больше: за 2017 год рабочие визы и виды на жительство на основании работы были предоставлены около 20 тысячам украинцев.
Граждане Украины не просто составляют наибольшую часть в структуре проживающих в Литве иностранцев; их численность за прошедший год, с июля 2017-го, увеличилась на 55%.
Несмотря на то, что общая численность населения Литвы, по сравнению с 1 июля 2017 года, снизилась на 0,8%, число проживающих в республике иностранцев увеличилось на 15,4%, и решающий вклад в это внесли именно украинские граждане.
Широкое распространение русского языка в республике, простая процедура легализации, отсутствие конфликтов на этнической и политической почве между украинцами и литовцами, географическая близость к Украине — вот ключевые причины, почему украинцы перебираются в Литву.
Но представляется, что Прибалтийские республики будут лишь временным пристанищем для украинцев, которые, адаптировавшись к жизни в государстве Евросоюза, станут постепенно перебираться в более развитые страны Северной и Западной Европы.
Определенная часть украинцев оседает в Литве для регистрации собственного бизнеса, связанного преимущественно с поставками подержанных автомобилей из этой республики на Украину. За последние годы Литва наряду с Польшей стала «автомобильным офшором» для Украины, зарабатывая десятки, если не сотни миллионов евро в год на реэкспорте автомобилей, которые эксплуатируются на украинских автодорогах по «серым» схемам, без уплаты таможенных платежей.
Литва, понесшая наибольший экономический ущерб среди стран ЕС под воздействием санкций и контрсанкций с 2014 года, с одной стороны, частично компенсирует эти потери за счет притока дешевой рабочей силы с Украины, а также отчасти решает собственные демографические проблемы за счет украинцев.
Литовский премьер-министр Саулюс Сквернялис был вынужден признать, что прибытие украинских работников — «это неплохо, так как компенсируется недостаток в рабочей силе, создается продукт и платятся налоги».
С другой стороны, прибытие украинцев в Литву сопровождается демпингом заработных плат, что негативно сказывается на литовских гражданах. В мае 2018 года вице-канцлер правительства Литвы Дейвидас Матуленис заявил, что власти рассматривают вопрос установления квот на некоторые профессии для зарубежных работников в связи с ростом масштабов иммиграции с Украины. Актуализировался, по словам чиновника, этот вопрос в связи с ростом количества украинских строителей и водителей. Планируется, что конкретные меры будут предложены ближайшей осенью.
Однако если Литва будет ограничивать количество украинцев-иммигрантов, последние могут начать выбирать из других Прибалтийских республик.
С течением времени все больше украинцев отдают предпочтение Эстонии в качестве места постоянного проживания, наемной работы и особенно ведения собственного бизнеса — не в последнюю очередь по причине низких налогов, легкости их администрирования и «оцифрованности» республики в целом. Украинцы занимают третье место по количеству полученных карт е-резидента в Эстонии, уступая по этому показателю лишь гражданам Финляндии и России, соседей Эстонской Республики. В собственности украинских граждан в Эстонии — более четырехсот компаний, а по темпу их регистрации украинцы занимают уверенное первое место.
Несколько выбивается из направления трудовой миграции украинцев Латвия. Вероятно, причина в том, что Латвия, с одной стороны, не может предложить налоговых преимуществ Эстонии и цифровых технологий последней, а с другой, обладает меньшим по емкости размеров рынком труда по сравнению с Литвой. Тем более что по латвийской экономике в последние годы больно бьют чистка банковской системы в связи с присоединением республики к ОЭСР и сокращение транзитных грузоперевозок, что дополнительно уменьшает и без того небольшой рынок труда. Впрочем, при продолжении курса на проведение неолиберальных реформ даже Латвия будет выглядеть привлекательно для украинских «заробитчан».