Киев планирует пересмотреть и сократить до минимально возможного уровня договорную базу с Российской Федерацией. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел Украины Василий Боднар. Примечательно, что после прихода к власти Владимира Зеленского Москва перестала получать уведомления о расторжении двусторонних соглашений, но теперь все возвращается на круги своя. Президент Украины в стиле своей парадоксальной политики сознательно сжигает последние мосты с Россией параллельно обещаниям нормализовать отношения с ней же.
«До войны у нас было 453 подписанных двусторонних соглашения. Сейчас остаются в силе около 300 документов, но продолжается дальнейшая ревизия того, от чего мы можем отказаться», — рассказал в интервью Василий Боднар.
По словам чиновника, идти на радикальные шаги Киев не собирается, чтобы не навредить украинцам в России. Аннулирование сразу всех договоров будет означать, что Незалежная лишается механизмов защиты своих граждан на территории соседней страны. Поэтому ревизия договорной базы должна проводиться вдумчиво и скрупулезно.
Часть соглашений носит двусторонний характер, некоторые заключены по линии Содружества независимых государств (СНГ). «Мы с министерствами и ведомствами их постепенно пересматриваем, чтобы оптимизировать и оставить минимально необходимое количество документов, которые позволили бы сохранять надлежащий уровень защиты прав и интересов граждан Украины», — отмечает Боднар.
Команда Петра Порошенко аплодирует этому стоя! Особенно бывший министр иностранных дел Павел Климкин, который лично курировал вопросы разрыва российско-украинских договоров.
«То, что договорно-правовая база наших отношений с Россией будет постепенно полностью переделана, это абсолютный факт», — говорил экс-глава МИД в сентябре 2018 года.
Через два месяца произошел инцидент в Керченском проливе, и Климкин пригрозил Москве дальнейшим ухудшением отношений: «Мы за последнее время "убили" 48 международных соглашений, но к ним нужно относиться очень аккуратно, в контексте того, что то, что мы эти соглашения "убиваем", не навредило нашим украинским гражданам. Следующая порция будет очень быстро — около 40 соглашений».
О каких соглашениях шла речь, министр не пояснил. Со временем ясности больше не стало.
В информационном поле активно обсуждался только один случай — денонсация подписанного в 1997 году Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией.
На характере двусторонних отношений это никак не отразилось. Да и не могло отразиться. Упомянутое соглашение носило чисто символический характер, ни одна из его статей не накладывала на Киев и Москву конкретные юридические обязательства.
Куда меньше СМИ освещали разрыв договора между правительством Российской Федерации и правительством Украины об обмене правовой информацией. На этом «список Климкина» исчерпан, хотя в нем должен был оказаться еще как минимум один документ: договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 2003 года.
Претензии к нему появились еще до ноября 2018 года. Тот же Климкин говорил, что соглашение по Азову обязательно будет расторгнуто — это всего лишь вопрос времени.
Казалось бы, после инцидента в Керченском проливе время настало. Но дальше разговоров дело не пошло.
Вероятно, потому что разрыв этого договора имел бы реальные правовые и экономические последствия: отказавшись от принципов свободного судоходства в Азовском море, Украина фактически «заперла» бы себя в крохотной прибрежной зоне.
«Выйти из своей акватории можно будет только в зону, подконтрольную России. А в Черное море можно попасть и вовсе лишь через наш же Керченский пролив — по правилам, которые установит после разрыва договоров Москва», — пояснял капитан первого ранга запаса, военный эксперт Василий Дандыкин.
Неудивительно, что Киев предпочел «забыть» о планах по денонсации соглашения. А после прихода к власти Владимира Зеленского перманентный процесс пересмотра российско-украинской договорной базы вообще приостановился. Об этом со ссылкой на свои источники в МИД РФ и других госструктурах заявил «Коммерсант»: Москва перестала получать уведомления о расторжении двусторонних соглашений. По мнению издания, команде нового украинского президента могло быть просто не до этого.
Хотя нельзя исключать, что Зеленский сознательно нажал на тормоза.
В сентябре 2019 года, когда появилось сообщение «Коммерсанта», как раз активно шла подготовка к проведению встречи лидеров «нормандской четверки».
Сегодня президент Украины продолжает «охотиться» на Путина: «Мы должны сделать все, чтобы в ближайшие месяцы у нас была встреча в "нормандском формате", не дожидаясь окончания пандемии. По крайней мере, мы все для этого делаем». Интересно, активизация работы по разрыву договоров с Москвой — это тоже часть усилий, направленных на разрешение конфликта в Донбассе?
Прямой связи здесь нет, но очевидно, что деятельность украинского МИД не создает благоприятного фона для нормализации двусторонних отношений.
В контексте событий последних лет слова Василия Боднара могут показаться логичными. Многие формально действующие договора между Киевом и Москвой уже не имеют правоприменительной практики. Яркий тому пример — соглашение о прямых поставках российского газа на Украину, которое истекло в последний день 2019-го, хотя его условия не соблюдались с 2015 года.
Очевидно, неспроста замминистра упоминает также о договорной базе в рамках СНГ. Киев демонстративно абстрагируется от этой организации, хотя и не торопится выходить из нее. Сегодня уже трудно разобраться, является ли Незалежная частью содружества…
Деятельность украинского МИД по ревизии соглашений с Москвой можно охарактеризовать как процесс чисто технического характера. Государство оптимизирует свою работу, избавляясь от документов, которые действуют только на бумаге. С другой стороны, в случае российско-украинской оттепели многие из них снова могли бы стать актуальными.
Сторонам не пришлось бы с нуля создавать правовую базу для сотрудничества — она уже есть. Достаточно просто вернуться к выполнению своих обязательств.
Зеленский по-прежнему декларирует цель поладить с Путиным. То есть одну руку он протягивает президенту России, а другой рукой перечеркивает договоры с Москвой. Парадокс? Нет, все вполне логично.
Последние действия и заявления Зе-команды свидетельствуют о том, что она окончательно поставила крест на выполнении Минских соглашений, просто не может заявить об этом открыто.
Пока Петр Порошенко отбивается от уголовных преследований, коллективный Порошенко по-прежнему управляет страной.