Литовская Республика официально запрещает поисковым организациям разыскивать тела советских воинов. О том, с чем связано данное решение, и том, как в этой ситуации ведут свою деятельность поисковики в Литве, аналитический портал RuBaltic.Ru побеседовал с руководителем поисковой ассоциации «Забытые солдаты» Виктором ОРЛОВЫМ (Литва).
— Г-н Орлов, по Вашим оценкам, сколько примерно солдат Красной армии по сей день официально не захоронены на территории Литвы?
— Сделаю небольшое отступление по данному вопросу. Война на территории Литвы оставила свой след дважды. В первый раз в 1941 году, когда Литва была оккупирована за несколько дней, что не умаляет ценности сопротивления, которое оказывали воинские части Красной армии при защите западных рубежей Советского Союза.
Второй раз в 1944 году, когда в течение более полугода противостояния произошло полное освобождение Литвы. И если по 1944 году ситуация более-менее ясна, хотя, несмотря на это, все равно возникает много вопросов по конкретным захоронениям, есть также и архивные неточности. Все эти ошибки, включая те, что еще не обнаружены, предстоит исследовать и исправлять.
А ситуация по 1941 году совсем неоднозначная, потому что здесь принимали участие в обороне несколько стрелковых дивизий, танковые формирования, многие из которых были фактически уничтожены, то есть они потеряли до 80% личного состава.
Но сейчас в Литве есть только одиночные захоронения, связанные с 1941 годом, где захоронены от силы несколько десятков неизвестных бойцов.
Что касается конкретных цифр, можно привести в пример 48-ю стрелковую дивизию, принявшую в районе города Расейняй один из первых ударов. На период боевых действий она насчитывала более 10 тысяч человек. После боев выжило буквально 10% от состава этой дивизии.
— Также на территории Литвы проходили баталии Первой мировой войны. Существует ли проблема с захоронениями данного исторического периода?
— Эти захоронения существуют, но они находятся в плачевном состоянии. Поэтому назвать их окультуренными местами, мемориалами фактически невозможно. Но мы же знаем об отношении к этой войне, которое было еще во времена Советского Союза; уже тогда была перевернута эта страница. Недаром ведь Первую мировую войну называют великой и забытой.
В нашу бытность на одном из рубежей обороны города Вильно (нынешнего Вильнюса) удалось найти останки воинов Русской Императорской армии, которые были с почестями перезахоронены в мемориальном комплексе Вильнюса.
Места захоронений есть, но данные о количестве упокоенных там воинов и поименные списки отсутствуют.
— С какими основными трудностями встречается сегодня в ходе своей деятельности поисковая ассоциация «Забытые солдаты»?
— Основная трудность заключается в том, что мы не можем непосредственно заниматься поисковой работой, обнаруживать места, где могут быть останки. При этом я должен сказать, что таких мест в Литве осталось очень мало, потому что сама республика небольшая. В советские времена она была ориентирована на аграрное развитие, что влекло за собой постоянное распахивание земли, обработку полей и тому подобное. Естественно, это стирало следы войны.
Поэтому не зря коллега из Калининграда отметил, что в Литве было принято решение о том, что все здесь найденные захоронены, всем установлены памятники, отданы почести, и на этом тема закрыта. И это небеспочвенно, поскольку этот тезис использовался еще в советские времена. Считалось уже тогда, что так на самом деле и есть.
И если обнаруживались останки при постройке железной дороги, индустриального объекта, то это считалось нонсенсом, и их просто перезахоранивали на ближайшем воинском мемориале.
Мы поставлены в такие условия, что выйти с лопатой в поле уже не можем. В данной сфере применяются такие санкции (от административной до уголовной ответственности), что поисковые, полевые работы, раскопки на сегодняшний день приостановлены.
Поэтому мы занимаемся архивно-поисковой деятельностью, это все, что нам на сегодняшний день остается. Даже в благоприятный для нас период независимости Литвы поисковые работы были связаны для нас с определенной проблематикой.
— Но чем обусловлен запрет литовских властей на поисковую деятельность?
— Наши действия крайне раздражают литовские власти, потому что своей деятельностью мы обращаем внимание на прошлое, которое в Литве хотят забыть.
На ее территории отдавали свои жизни воины, которые не были оккупантами и которые подумать не могли, что их ратный подвиг будет рассматриваться в качестве оккупационного действия.
Ведь это были воины интернациональной Красной армии, принявшие здесь первые бои 22 июня 1941 года и искренне верившие, что они защищают общую Родину. И я с этим согласен, поскольку если бы не совершенный ими подвиг, то самой Литвы бы не было.
Но, к сожалению, в Литовской Республике принят закон о запрете отрицания «советской оккупации».
Весь исторический период, как военный, так и послевоенный, до 1991 года, считают оккупацией, и за ее отрицание предусмотрена уголовная ответственность.
И любое мое слово, сказанное о том, что ее не было, может стать поводом посадить меня на несколько лет.
— Как обстоит ситуация с состоянием захоронений советских воинов в Литве?
— После распада Советского Союза, когда мы из «коммунальной квартиры» разошлись по своим «комнатам», встал вопрос о том, что же будет с воинским мемориалами, которых не так мало и на которых захоронено более 80 тысяч погибших солдат.
Российская Федерация через свое посольство с начала 2000-х годов стала выделять достаточно крупные суммы на то, чтобы воинские захоронения содержались в надлежащем состоянии. Но, как это обычно бывает, недостаточно добросовестные и чистоплотные люди занимались этой деятельностью монопольно на протяжении более десяти лет.
И, несмотря на выделение гигантских сумм, состояние захоронений пришло к тому, что 80% мемориальных комплексов требуют незамедлительного вмешательства в виде ремонтно-восстановительных работ.
Но есть и другая проблема. Раньше была возможность, но к этому халатно относились. Сейчас же закрутили гайки, приняли новые правила, по которым можно проводить необходимые работы, но теперь пройти процедуру получения разрешения на ремонтную деятельность хотя бы на одном воинском захоронении стало практически невозможно.
На протяжении уже двух лет посольство Российского Федерации на самом высоком уровне пытается разрешить эту проблему с литовской стороной, но ничего не получается.
Поэтому в качестве зеркальной меры со стороны России было принято решение о запрете проводить литовскими волонтерами уход за могилами репрессированных.
В результате всего этого происходит разрушение захоронений советских воинов в Литве. И единственное, что нам остается, это их поддерживать. Чем, собственно, мы и занимаемся.
— Кто-то оказывает поддержку Вашей деятельности?
— Моральную поддержку нам оказывает поисковое движение России. Представители нашей организации неоднократно принимали участие в мероприятиях, которые проводятся под эгидой данного движения на территории России.
В Литве же мы находимся в очень плотном рабочем контакте с посольством Российской Федерации как с представителем страны, которая крайне заинтересована в сохранении исторического наследия и предотвращении переписывания истории.
А с последним можно столкнуться не только в странах Прибалтики, но и во всем мире. Это попытки переоценить победу Красной армии и советского народа во Второй мировой войне.
Читайте также: