Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич призвал европейцев теснее сотрудничать в сфере безопасности из-за «агрессивных действий» России. К таким действиям Ринкевич отнес выход Москвы из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и «вмешательство в выборы в западных странах». При этом даже в Латвии с антироссийской позицией главы МИД согласны не все старшие товарищи министра. О новой расстановке сил на международной арене и роли России в мире аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал первый министр иностранных дел независимой Латвии Янис ЮРКАНС.
— Г-н Юрканс, предполагается, что межгосударственные отношения регулируются определенными нормами, но в последнее время часто приходится слышать, что некоторые страны эти нормы нарушают. На Ваш взгляд, остались ли еще в мире какие-то нормы или стандарты, придерживаться которых должны все страны без исключения?
— Мы живем в мире, где больше нет никаких общепринятых мировых стандартов. Нет международного права, да и ООН потеряла свой авторитет. ООН никто больше не уважает, эта организация стала простой говорильней, а американский президент Дональд Трамп вообще высказывает мысли о возможности выхода США из ООН. Из-за отсутствия этих общепринятых норм сейчас мы видим, как в мире разворачивается информационная война, когда реальность — это не то, что произошло на самом деле, а то, что показали в СМИ.
Эта информационная кампания идет против России, которую обвиняют во всех смертных грехах, притом не удосуживаясь разобраться, а так ли это. Как оказалось, современной западной демократии нужен враг, и Россия подходит на эту роль.
В те времена, когда я еще был в активной политике, ситуация была иной, и подразумевалось, что мир без России невозможен, а теперь все поменялось.
В свою очередь, России приходится на все эти выпады реагировать. А так как в экономическом плане Россия сильно отстает от Евросоюза и США, упор делается на развитие вооружений, то есть конфронтация не приобретает дипломатический характер, а идет с позиции силы. И это современная реальность.
— Однако реакция Запада на действия России в основном сводится к заявлениям, что Россия как раз нарушает международные нормы, например, вмешивается в американские выборы, тогда как Запад не позволяет себе подобных действий?
– Разговоры о вмешательстве России в президентские выборы в США идут уже несколько лет, с того момента, как Трамп стал президентом; правда, никаких конкретных доказательств этого вмешательства так и не было предъявлено. Все только на уровне «хайли лайкли», что опять показывает, как удобно делать из России врага. В то же время, говоря о действиях Запада, серьезные американские аналитики признают, что именно США создали ситуацию, приведшую к государственному перевороту на Украине.
Это очень большие вопросы, и причины случившихся событий нужно анализировать, но на Западе этого делать не хотят, предпочитая обвинять во всем Россию.
Вот: давайте вспомним грузино-российский конфликт в 2008 году. На Западе существует установка, что это Россия начала боевые действия против грузинской армии. Но ведь этого не было. Обстрел начали грузинские войска, выступившие по приказу тогдашнего президента Грузии Михаила Саакашвили. В докладе международной комиссии Евросоюза по расследованию обстоятельств этого конфликта четко сказано, что боевые действия начала Грузия.
Что касается России, то было сказано, что она использовала неадекватную военную мощь. То есть ответ на грузинскую агрессию был слишком суровым.
Однако, несмотря на это, западный истеблишмент все же признает, что войну начала не Россия, но предпочитает не афишировать эту тему, создавая в массовом сознании населения образ России-агрессора.
Также на Западе не хотят углубляться в вопрос, почему Саакашвили начал эту войну. Ведь в Грузии за неделю до начала конфликта были тогдашний госсекретарь США Кондолиза Райс и покойный сенатор Джон Маккейн.
Думаете, они не знали, что Саакашвили собирается атаковать миротворческие силы, стоявшие на границе? Это же абсурд. Но если признать, что они это знали, то получается, что США способствовали конфликту между Россией и Грузией. А это уже идет вразрез со всеми западными установками.
К сожалению, мы живем в таком мире, где царит хаос. Старые структуры, поддерживавшие баланс, уходят, а новых еще нет.
— Интересно, а с чем связаны эти изменения в мировых стандартах, почему США позволяют себе делать то, за что постоянно критикуют другие государства?
— Потому что никто не может ничего сказать в ответ. Помните, когда был Карибский кризис, Никита Хрущёв хотел разместить ракеты на Кубе, которые могли спокойно долететь до территории США. Естественно, президент США Джон Кеннеди на это отреагировал жестко и организовал морскую блокаду острова. Мир тогда стоял на пороге войны, и сторонам пришлось договариваться. Хрущёв возвратил корабли назад, а американцы вывели свои ракеты из Турции.
То есть раньше было две сверхдержавы, и каждая из них понимала, какие могут быть последствия, и все старались вести себя соответственно. Сейчас Советского Союза больше нет, США не ощущают угрозы своему положению, поэтому и позволяют себе то, что раньше было недопустимо.
Притом хотелось бы отметить, что Соединенные Штаты не делают разницы между странами. Для них позволительно использовать против всех потенциальных конкурентов любые средства. Со стороны США идут явные вмешательства во внутренние дела европейских стран. Помните, какой скандал был, когда Агентство национальной безопасности прослушивало телефонные разговоры канцлера Германии Ангелы Меркель? Но я не думаю, что подобная практика прекратилась. А какое давление сейчас идет на Германию, чтобы было прекращено строительство «Северного потока — 2»!
Америке невыгоден «Северный поток — 2», они хотят, чтобы Европа покупала не российский, а американский сжиженный газ, который стоит дороже. Есть европейские страны, которые слушаются США и идут у них на поводу вопреки экономической логике, например, Литва.
Но это и понятно: маленькие страны, как Литва или Латвия, мировую политику не делают, а лишь следуют указаниям, которые им дают глобальные игроки, в данном случае США.
— В таком случае получается, что в мире действует право сильного, и если страна обладает определенной мощью, то она может не считаться с другими?
— А так в мире было всегда, просто раньше крупных игроков было несколько, и все понимали: ответ может последовать и может быть плохо. Сейчас такого нет.
Глобальный игрок один, и США для реализации своих национальных интересов будут делать все, что считают нужным.
Американцы сами говорят, что у них очень агрессивная внешняя политика. Смотрите, в скольких войнах они участвовали: Вьетнам, Корея, Гренада. Я уже не говорю о бомбардировках Югославии, Афганистана, Ирака и многих других стран.
Нет того, кто мог бы остановить США. В 1990 годы Россию активно выталкивали с международной арены, и НАТО продвигалось к ее границам.
Когда объединяли Германию, американцы клялись, что расширения Альянса не будет, но документально это нигде не подтверждено. Это было большим просчетом тогдашних советских дипломатов, приведшим ко вступлению в НАТО Прибалтики, хотя мы не соответствовали критериям этого вступления.
В свою очередь, продвижение НАТО к границам России с ее стороны рассматривается как агрессивный и недружественный акт. После распада СССР США привыкли видеть Россию слабой и не считаться с ее мнением. Но я думаю, понимание того, что мир меняется, придет, и через пять-шесть лет с ней начнут считаться.