Вице-премьер Беларуси Игорь Крутой заявил, что Минск и Москва согласовали практически весь «интеграционный пакет», который лидеры Беларуси и России вскоре подпишут в торжественной обстановке. Глава правительства России Дмитрий Медведев в это же время сказал, что российская помощь Минску возможна только в случае исполнения «дорожных карт» российско-белорусской интеграции. Между тем последние переговоры российского и белорусского лидеров, состоявшиеся 20 декабря в Санкт-Петербурге, снова закончились без подписания каких-либо договоренностей. Ожесточенный торг между Минском и Москвой по условиям интеграции продолжается.
Как сообщается, несогласованными остаются три блока вопросов: нефтяной, газовый и налоговый. Всего к подписанию планируется 31 «дорожная карта», причем Россия согласна подписывать их только «пакетом». В таких условиях высока вероятность, что выполнение задания по углублению интеграции перенесут на следующий год, а белорусско-российские отношения снова повиснут в неопределенности.
Накануне встречи в Санкт-Петербурге Владимир Путин провел большую пресс-конференцию, где много говорилось в том числе и об отношениях с Беларусью. Характер высказываний российского лидера свидетельствовал, что какие-либо договоренности 20 декабря вряд ли будут подписаны.
Так, по словам Путина, предоставление Беларуси цен на энергоносители «как в Смоленске» возможно только при условии интеграции с созданием наднациональных органов.
Однако официальный Минск в настоящее время ни о каких наднациональных структурах ничего не желает слышать, хотя их создание и предусмотрено Договором о создании Союзного государства 1999 года.
Слова Владимира Путина о наднациональных органах прозвучали явным диссонансом на фоне всех предыдущих заявлений, которые не раз делались на протяжении этого года и сводились к тому, что углубление интеграции касается только экономической сферы и не предполагает каких-то политических надстроек.
Из высказываний Путина следует, что тема политической интеграции все-таки не снята с повестки дня, и именно с ней Москва увязывает те экономические бонусы, которых ожидает от нее Минск.
Логика понятна: если Минск хочет получить условия хозяйствования такие же, как для внутренних субъектов Российской Федерации, он должен стать частью общего с ней политико-правового пространства. Это не означает вхождения Беларуси в состав РФ, но предполагает всестороннюю экономическую и политическую интеграцию, институциональной рамкой для которой и является Союзное государство.
Кроме того, президент России посетовал на ограничения, с которыми сталкиваются отечественные производители на белорусском рынке, на примере «Ростсельмаша», который является прямым конкурентом аналогичного гомельского предприятия.
В данном случае Путин фактически отзеркалил многочисленные жалобы и претензии белорусской стороны по поводу тех или иных ограничений, с которыми сталкиваются производители белорусской сельхозпродукции по линии Роспотребнадзора в России.
Следует учитывать асимметричность ситуации: маленький белорусский рынок не представляет для российских производителей такой критической значимости, как российский рынок — для белорусов. Тем не менее российская сторона дает понять, что ей также есть что предъявить в плане несоблюдения белорусской стороной правил общего рынка и свободной конкуренции на нем.
Таким образом, Россия не готова предоставлять Беларуси «внутренних» экономических условий без политических гарантий в виде выстраивания полноценных интеграционных структур такими, какими они задумывались по договору 1999 года, а Минск сегодня не готов идти на такие условия.
Конечно, в преддверии новогодних праздников, когда принято отчитываться об успехах и достижениях, петербургская встреча 20 декабря прошла на максимально мажорной ноте, стороны всячески демонстрировали концептуальное согласие по большинству «дорожных карт» и готовность далее обсуждать проблемные вопросы. Чтобы подсластить пилюлю, было даже объявлено о том, что многострадальное соглашение об отмене роуминга между двумя странами будет наконец заключено.
На этом фоне в Минске прошли очередные протесты «против интеграции с Россией»: 20 декабря белорусская националистическая оппозиция собрала все свои силы, чтобы провести максимально многочисленную и шумную акцию. В результате толпа примерно в тысячу человек несколько часов бродила по проспекту Независимости.
Правоохранительные органы вели себя максимально лояльно в отношении митингующих, несмотря на то, что акция была несанкционированной. На крайне лояльное отношение белорусских силовиков к антиинтеграционным митингам обратили внимание многие наблюдатели.
Предыдущие акции, прошедшие в начале декабря, также обошлись без массовых задержаний, хотя постфактум некоторых их участников и организаторов вызывали для объяснений в милицию. Впрочем, на фоне общего крайне неблагоприятного информационного фона даже к лучшему, что обошлось без массовых задержаний.
В какой-то степени лояльность правоохранительных органов даже спутала карты оппозиции, существенно смазав медиаэффект на фоне и без того весьма низкого общественного интереса к антиинтеграционной повестке.
А вот попытка вывести на улицы сторонников интеграции с Россией обернулась полным провалом. Общественная инициатива «Союз», которая анонсировала акцию в поддержку интеграции на 20 декабря, в последний момент отказалась от этого намерения, сославшись на то, что не удалось вовремя завершить процедуру согласования.
Это фиаско вполне закономерно, учитывая крайнюю политическую пассивность сторонников союза с Россией, их ставку на лояльность действующей власти и, как следствие, полное отсутствие опыта проведения уличных политических акций.
Подводя итог, можно сказать, что год «углубления интеграции» обернулся очередным тупиком белорусско-российских отношений.
Попытка вдохнуть жизнь в забуксовавший проект Союзного государства в очередной раз натолкнулась на неразрешимые противоречия, обусловленные тем, что стороны видят интеграцию очень по-разному и преследуют в ее рамках разные цели.
Спор из-за цен на нефть и газ является лишь частным проявлением этих противоречий.
По большому счету, глубинное противоречие заложено в саму архитектуру Договора о Союзном государстве, предполагающего создание формально равноправного союза двух очень неравновеликих субъектов. Как следствие, возникает дилемма «кто в доме главный», практически неразрешимая в рамках данной архитектуры.
Весьма вероятно, что после неудачной попытки «углубления интеграции» российско-белорусские отношения вернутся в привычный формат бесконечного интеграционного тупика.
Минск не получит «смоленских» цен на энергоносители, но, скорее всего, останется при солидном «союзном» дисконте. В преддверии президентских выборов Москва вряд ли пойдет на жесткие меры экономического воздействия, способные дестабилизировать социально-политическую обстановку в Беларуси с непредсказуемыми последствиями.
Учитывая общий неблагоприятный для России фон на западном направлении, очередная точка нестабильности, теперь уже в лице Беларуси, будет очень некстати.
Поскольку никаких предпосылок для прорыва в двусторонних отношениях не предвидится, заморозка и стабилизация существующего интеграционного пата представляются единственной реальной перспективой.