Глава МИД Украины Павел Анатольевич Климкин, являющийся этническим русским, уроженцем Курска и выпускником Московского физико-технического института, 25 декабря празднует юбилей: министру исполняется 50 лет. Круглая дата дает основания проанализировать, что представляет собой украинская дипломатия на сегодняшний день.
Несмотря на то что УССР была одной из основательниц ООН и имела сильную дипломатическую школу, работа внешнеполитического ведомства капиталистической Украины, а особенно его кадровый состав, оставляет желать лучшего. По большому счету в государственном аппарате Украины всегда существовала система отрицательного отбора, а в структуре МИД это проявляется, пожалуй, наиболее наглядно.
С приходом к власти Ющенко ключевым принципом назначения руководителей внешнеполитического ведомства, помимо личной преданности президенту и полной лояльности Западу, стал еще и антироссийский настрой.
Этим характеристикам полностью отвечали Борис Тарасюк, Арсений Яценюк, Владимир Огрызко, занимавшие посты глав МИД в ющенковские времена. Местечковость, конфликтность, непрофессионализм стали отличительными чертами украинской дипломатии «оранжевой» поры.
Подобные тенденции были несколько купированы с избранием на президентский пост Януковича. Однако полноценного обновления кадрового состава МИД во времена правления «донецких» так и не произошло. Более того, показательным является карьерный путь нынешнего министра иностранных дел Павла Климкина. Именно при Януковиче Климкин осуществил резкий карьерный рывок, заняв должность заместителя министра и руководителя аппарата МИД, а в середине 2012 года был назначен чрезвычайным и полномочным послом Украины в Германии.
Кадры, подобные Климкину, проникали в стены МИД со времен Кравчука — Кучмы — Ющенко и в период 2010–2013 годов торпедировали многие инициативы Януковича на внешней арене, что привело к отсутствию в наиболее критический момент зарубежной поддержки экс-президента, вынужденного спасаться бегством.
В учебники истории климкинский период украинской дипломатии войдет как один из наиболее провальных. От полученной в 2014 году беспрецедентной поддержки Киева не осталось и следа: благодаря «блестящей» работе климкинского МИД последними союзниками Украины являются разве что Прибалтийские государства. Понятно, что рано или поздно Климкин и его товарищи окажутся на обочине истории, но сколько времени понадобится для восстановления репутации Украины на международной арене — вопрос не из легких.
По сути, единственным успехом ведомства Климкина за последние годы стала либерализация визового режима со странами Шенгенской зоны (и кандидатами на присоединение к ней). Да и то весьма условным, ведь большинство пунктов Плана действий по либерализации Евросоюзом визового режима для Украины выполнены были еще «злочинной владой» Януковича, а не случись Евромайдан и последовавшие за ним события, Украина бы наверняка получила «безвиз» еще в 2014 году, одновременно с Молдавией.
К слову, посол Франции на Украине Изабель Дюмон на днях предупредила, что «безвиз» может быть приостановлен, если киевские «верхи» продолжат «топить» антикоррупционные структуры.
Если же это произойдет, то рейтинги Петра Порошенко можно будет окончательно множить на ноль, равно как и его шансы переизбраться на второй президентский срок.
О провалах же МИД Украины можно говорить практически бесконечно. Только за последние полтора года обострились отношения Украины с Беларусью, Молдавией, Польшей, Венгрией, Румынией, Болгарией, Сербией, Чехией, Израилем, а также с международными институциями в лице Евросоюза, Совета Европы и ОБСЕ. Зачастую причиной обострения отношений является неумение служащих МИД Украины выдерживать дипломатический политес: порой они скатываются до откровенно провокативных и даже оскорбительных заявлений. Особой дипломатичностью не отличается и сам руководитель внешнеполитического ведомства Украины, особенно если речь идет о России.
Кроме того, нельзя не согласиться со словами Константина Грищенко, одного из немногих толковых экс-руководителей МИД Украины (2003–2005 и 2010–2012 годы), который в недавнем интервью заявил, что Киев увлекся «паркетной дипломатией»: дипломатические представительства не используются для эффективного продвижения украинских экономических интересов.
Видимо, всё, чем занимаются представители украинских дипведомств, — ходят по фуршетам и выискивают, кто напечатал карту с Крымом в составе РФ, после чего начинают «хайп» в соцсетях.
Если серьезно, то у МИД Украины и впрямь отсутствует видение развития отношений с динамично растущими Азиатско-Тихоокеанским регионом, Большим Ближним Востоком, Латинской Америкой.
По причине систематических ошибок в работе МИД Украины, в апреле 2016 года, практически сразу после провала для Киева референдума в Нидерландах по вопросу ратификации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, команда Петра Порошенко решила усилить внешнеполитический блок, создав в новоназначенном правительстве Владимира Гройсмана пост вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. Его заняла представительница партии «Блок Петра Порошенко — Солидарность» Иванна Климпуш-Цинцадзе.
Правда, ее коэффициент полезного действия на этой должности оказался чрезвычайно низким, а последнюю инициативу Климпуш-Цинцадзе о создании канала продвижения «хороших новостей» об Украине для европейских обывателей скептически восприняли брюссельские чиновники.
С недавних пор отчетливо просматривается тенденция к отстранению ведомства Климкина от принятия внешнеполитических решений. Так, последние относительные успехи украинской дипломатии (речь идет о договоренностях с Турцией и государствами Персидского залива о «безвизе») связаны с деятельностью Администрации Президента Украины и персонально Константина Елисеева, замглавы Администрации Президента Украины и кадрового дипломата.
На дипломатическом поприще довольно успешно проявил себя и Виктор Медведчук, спецпредставитель Украины по вопросам гуманитарного характера в Трехсторонней контактной группе в Минске. С 2014 года Медведчук выполняет роль ключевого коммуникатора между Киевом и Москвой, что позволяет продвигать минский процесс в части обмена пленными и незаконно удерживаемыми лицами (т. е. пункта №6 «Минска‑2» — фактически единственного, который более или менее выполняется).
С начала конфликта при посредничестве Медведчука были освобождены более 400 граждан Украины, находившихся в плену в Донбассе. В период новогодних и рождественских праздников этот список могут пополнить еще 380 человек, удерживаемых по обе стороны линии разграничения: согласно «формуле Медведчука», 74 украинских комбатанта должны быть обменяны на 306 сторонников ЛДНР.
Напомним, что 15 ноября Медведчук, будучи единственным украинским политиком с контактами на высшем уровне в Кремле, договорился о решении задачи по обмену пленными на наивысшем уровне, проведя переговоры с президентом и премьером России в присутствии патриарха Кирилла.
Задействовать контакты на столь высоком уровне пришлось ввиду того, что процесс обмена пленными «стоит на паузе» с сентября 2016 года: виной тому позиция ресурсно мощной «партии войны». Хотя после освобождения Надежды Савченко в мае 2016 года, что стало возможно благодаря разработанному Медведчуком юридическому механизму, эксперты и предполагали, что дальнейшие обмены будут осуществляться практически беспрепятственно.
Кстати, сама Савченко в одном из интервью вынуждена была признать, что на данный момент украинская дипломатия гораздо слабее, чем при Януковиче.Наличие определенных «светлых пятен» в украинской дипломатии — это не система, а инициатива отдельных лиц. Реорганизация МИД и серьезные кадровые перестановки должны стать приоритетными задачами в следующих политических циклах.