×
Политика Политика

На российско-белорусских учениях представили новые вооружения: почему молчит Запад

Источник изображения: mil.ru

В сентябре 2019 года Россия провела сразу два масштабных военных учения с участием иностранных государств: «Центр-2019» и «Щит Союза — 2019» с участием вооруженных сил Республики Беларусь. Об итогах этих маневров и о том, как изменилось отношение Запада к российско-белорусским учениям после истерики вокруг маневров «Запад-2017» аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал доцент БФУ имени Иммануила Канта (Калининград), военный эксперт Юрий ЗВЕРЕВ.

— Г-н Зверев, 19 сентября завершились учения вооруженных сил России и Беларуси «Щит Союза — 2019». Удалось ли странам выполнить поставленные задачи?

— Как сообщалось, в ходе совместного оперативного учения России и Беларуси «Щит Союза — 2019» были выполнены все пять задач, поставленные руководителями учений (командующим войсками Западного военного округа РФ генерал-полковником Александром Журавлёвым и начальником Генштаба Вооруженных сил Беларуси, первым заместителем министра обороны генерал-майором Олегом Белоконевым). Это отработка навыков ведения боевых действий за удержание оборонительных рубежей, отражения ударов средств воздушного нападения, высадки воздушного десанта, авиационной поддержки обороняющихся войск, а также стабилизации обстановки.

На первом этапе учений воинские подразделения тренировались в выполнении комплекса мероприятий по поиску, блокированию, уничтожению незаконных вооруженных формирований и диверсионно-разведывательных групп, по стабилизации обстановки в назначенных зонах ответственности.

При этом было проведено большое количество боевых стрельб, в основном в ночных условиях. Подразделения совершали марши на незнакомой местности и вводились в бой с принятием решений в ходе маршей и постановки задач.

Фото: vremyan.ruФото: vremyan.ru

На втором этапе учений отрабатывалось взаимодействие в ходе отражения наступления превосходящих сил условного противника и ведения маневренной обороны. Применялись танковые и вертолетные засады, огневое поражение противника методом «карусели», высадка тактических воздушных десантов, массированные огневые удары и нестандартные тактические способы ведения боевых действий.

Активная фаза учений закончилась контрнаступлением. Условного противника атаковал танковый полк 1-й гвардейской танковой армии при поддержке бронированных транспортеров (БТР) и боевых машин пехоты (БМП) белорусских союзников.

— Как в целом можно оценить уровень проведенных учений?

— Учение такого масштаба прошло на полигоне Мулино впервые, и оно было проведено на высоком уровне. Маневры были круглосуточными, проводились днем и ночью. В их ходе было уничтожено свыше 4 тысяч мишеней на полигоне площадью 600 квадратных километров. Боевые стрельбы выполнили мотострелки, танкисты, артиллеристы и специалисты войсковой противовоздушной обороны (ПВО).

Военнослужащие России и Беларуси успешно форсировали водную преграду. В ходе учений широко использовался российский опыт, полученный во время операции в Сирии.

Удалось повысить уровень взаимодействия и полевой выучки органов военного управления соединений и частей при совместном выполнении задач, усовершенствовать оперативную совместимость штабов различных уровней, обеспечить сопряжение современных систем управления войсками и оружием, апробировать новые уставные документы, разработанные как в России, так и в Беларуси.

Фото: voentv.mil.byФото: voentv.mil.by

Командующие, командиры всех уровней, штабы получили практику планирования и применения войск при решении поставленных перед ними задач в условиях динамичной и быстро меняющейся обстановки, а военнослужащие двух стран усовершенствовали свою полевую выучку.

— Были ли на учении представлены новые виды вооружений?

— Судя по имеющейся информации, в учении участвовали уже известные ранее виды вооружения и военной техники, как новейшие, так и более старые, но все еще эффективные.

Среди них — танки Т-72Б3, боевые машины пехоты БМП-2, бронетранспортеры БТР-82А, 120-миллиметровые минометы «Сани», 122-миллиметровые самоходные гаубицы 2С1 «Гвоздика», 152-миллиметровые самоходные гаубицы 2С19 «Мста-С», 152-миллиметровые самоходные пушки 2С5 «Гиацинт», реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Град», «Ураган», «Смерч» и «Торнадо-Г», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек», самоходные противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) «Штурм-С», установки разминирования УР-77 и УР-83П, зенитные пушечно-ракетные комплексы (ЗПРК) «Тунгуска».

Также участвовали тяжелые многоцелевые истребители Су-30СМ, многоцелевые сверхманевренные истребители Су-35С, многофункциональные истребители-бомбардировщики Су-34, штурмовики Су-25, транспортно-штурмовые вертолеты Ми-8АМТШ «Терминатор», разведывательно-ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», ударные вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник» и Ми-24, комплексы разведки, управления и связи «Стрелец» и другие.

К новому, пожалуй, можно отнести широкое использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), таких как «Застава», «Леер», «Гранат», «Суперкам С-350», «Орлан-10», в чем явно ощущается опыт боевых действий в Сирии.

Только в один из дней активного этапа учения было применено свыше 50 БПЛА. Они вели поиск мест дислокации условного противника, его командных пунктов и узлов связи с последующей передачей координат для нанесения огневого удара подразделениям РСЗО «Смерч» и «Ураган», а также самоходных артиллерийских установок «Мста-С» и «Гвоздика». Активно применялись мобильные группы радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В ходе активной части учений они с помощью станций помех нанесли радиоэлектронный удар по линиям радиосвязи подразделений условного противника и подавили около 70 объектов.

БПЛА «Орлан-10» / Фото: vpk.nameБПЛА «Орлан-10» / Фото: vpk.name

Всего в учениях приняло участие до 950 единиц боевой техники, включая более 230 танков, 440 бронированных машин, 240 артиллерийских систем, а также около 70 самолетов и вертолетов. Из них более 30 танков, 80 бронемашин, 50 артсистем и 15 самолетов и вертолетов участвовали от Беларуси.

— Присутствовали ли во время проведения учений информационные атаки в СМИ со стороны стран — членов НАТО?

— Такой масштабной и истеричной кампании, как в 2017 году в связи с учением «Запад-2017», в этом году не было. Возможно, это связано с тем, что учение, как заявлялось в Генштабе РФ, сознательно было перенесено в глубину страны, несмотря на то что НАТО практически непрерывно проводит маневры у российских и белорусских границ в Польше и Прибалтике.

В этот раз белорусские войска прибыли в Россию, а не наоборот. Так что сразу отпал повод для спекуляций, как в прошлый раз, что Россия то ли нападет из Беларуси на Польшу и Прибалтику, то ли нанесет оттуда удар по Украине, то ли оккупирует саму Беларусь или как минимум оставит там свои войска на постоянной основе, то ли сделает все это одновременно.

Сменилась власть на Украине, которая, при всех издержках, стала несколько более реалистично подходить к отношениям с Россией.

Свидетельством этого, например, является недавнее большое интервью председателя подкомитета по государственной безопасности и обороне комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Ирины Верещук.

Фото: vremyan.ruФото: vremyan.ru

В 2017 году вокруг учений «Запад-2017» разразилась настоящая истерика, а в этом году «Щит Союза — 2019» на Западе практически обошли молчанием. Даже, скажем, такое политически ангажированное СМИ, как «Радио Свобода», на своем англоязычном сайте ограничилось одной сугубо информационной заметкой о начале учения, да еще и со ссылкой на материалы ТАСС.

На мой взгляд, все это свидетельствует о том, что информационная война 2017 году была не спонтанной, а хорошо скоординированной. Иначе непонятна разница в оценке примерно одинаковых по масштабам учений.

Только то, что оно проводится в глубине России, как мне кажется, не может быть причиной столь полярных реакций. Значит, в этот раз международная обстановка изменилась и, условно говоря, команды «фас» по каким-то причинам не прозвучало.

— Также прошли гораздо более масштабные учения «Центр-2019» с участием России, Китая, Пакистана, Киргизии, Индии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Почему Россия фактически параллельно провела двое учений?

— Учение «Центр-2019» проводилось с 16 по 21 сентября 2019 года под руководством начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, первого заместителя Министра обороны Российской Федерации, генерала армии Валерия Герасимова. Оно было стратегическим командно-штабным и, следовательно, носило куда более масштабный характер, чем оперативное учение «Щит Союза-2019». В нем приняло участие 128 тысяч военнослужащих, более 20 тысяч единиц военной техники, 600 самолетов, вертолетов и беспилотников, 15 кораблей и судов обеспечения из восьми государств, о которых Вы упомянули. Основные действия развернулись на полигоне Донгуз в Оренбургской области, ряд тактических эпизодов был разыгран на других полигонах еще в пяти регионах РФ, а также в Казахстане, Киргизии и Таджикистане.

Фото: topwar.ruФото: topwar.ru

Почему два учения проводились одновременно? Учения «Щит Союза» и «Центр» проводятся раз в четыре года. Предыдущие «Щит Союза — 2015» и «Центр-2015» тоже проходили в сентябре в 2015 года. И в этом году в соответствии с планом подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации на 2019 год произошло так же.

К тому же два учения не пересекались по составу участников. На учении «Щит Союза — 2019» войска Западного военного округа отрабатывали совместно с белорусами оборону Союзного государства, а на учении «Центр-2019» тренировались вместе с зарубежными союзниками и партнерами из Азии войска другого военного округа — Центрального.

— Какие основные цели были на этих учениях?

— В ходе учения «Центр-2019» были отработаны вопросы применения группировок войск при решении задач борьбы с международным терроризмом и обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе.

По легенде учений, войска совместно отразили нападение мощной террористической группировки. Под ней подразумевался условный противник, не имеющий отношения к конкретному государству. Кстати, замысел учений «Щит Союза — 2019» также исходил из того, что в современных условиях, как правило, развязывание военного конфликта начинается с действий террористов, сепаратистов, незаконных вооруженных формирований при внешней поддержке третьих сил.

— Учитывая крайне высокий состав участников, у многих из которых крайне натянутые отношения, можно ли рассматривать Россию как страну, консолидирующую евразийское пространство в военно-политической сфере?

— Да, так можно сказать. Но я бы еще добавил, что консолидирует и общий враг, которым в Центрально-Азиатском регионе выступает международный терроризм псевдоисламского толка, с которым так или иначе сталкиваются все участники учений «Центр-2019».

Не стоит также забывать, что все восемь стран являются членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которой именно Россия настаивает на сохранении традиционной активности в области борьбы с проявлениями «трех зол» (по терминологии ШОС): терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.

Кроме того, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан также являются членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая тоже нацелена на борьбу с международным терроризмом и экстремизмом.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Любой локальный конфликт в Прибалтике развернется в масштабное противостояние
12 сентября 2019
Интервью с профессором Санкт-Петербургского государственного университета, президентом Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николаем Межевичем.
Военные учения России и Беларуси готовят ответ на агрессию НАТО
9 сентября 2019
Каждые два года Россия и Беларусь проводят совместные военные учения. Предыдущие маневры «Запад — 2017» вызвали всплеск антироссийской истерики.
Чем «братство по оружию» Польши и США угрожает Европе
30 августа 2019
Польское руководство активно призывает США увеличить американское военное присутствие на своей территории.
США и НАТО осваивают будущий театр военных действий в Польше и Прибалтике
5 сентября 2019
Интервью с доцентом БФУ имени Канта (Калининград), военным экспертом Юрием Зверевым.
Новости партнёров