Хрестоматийной новеллой украинской литературы ХХ века можно считать «Каменный крест» галицкого писателя Василия Стефаника — о тяжелом расставании с родной землей эмигрантов, измученных тяжелыми условиями на Украине. Спустя сотню лет тема поиска лучшей жизни остается более чем актуальной — и не только для Галиции. В рейтинге ООН Украина находится в десятке стран, лидирующих по показателю депопуляции. Данные о высочайших темпах эмиграции подтверждают и местные власти. Так, министр иностранных дел Павел Климкин с недовольством заявил: каждый год Украину покидает примерно 1 миллион человек.
Согласно прошлогоднему исследованию ООН, население Украины может сократиться на 18% к 2050 году. По скорости депопуляции «незалежная» находится на 4 месте после Болгарии, Латвии и Молдовы, а сама первая десятка стран регионально охватывает Восточную Европу и Балканы.
Официальные данные утверждают, что на сегодняшний день на Украине проживает примерно 42,5 млн человек. Это при том, что в эпоху независимости страна вступила с населением численностью 52 млн человек. Также по разным подсчетам за границей сейчас живут и работают от 3 до 8 млн украинцев.
И хотя миграция — основная причина ужасающе высоких темпов снижения численности населения Украины, она, тем не менее, не единственная.
По данным Центрального разведывательного управления США за 2017 год, Украина находится на 189 месте по уровню рождаемости (коэффициент 10,3 на 1000 человек), в то время как по уровню смертности — на 5 месте в мире (обогнали Украину Латвия, Болгария, Литва и расположившееся на первом месте Королевство Лесото).
Согласно Государственной службе статистики Украины, в прошлом году на 100 умерших приходился 61 родившийся. Практически во всех регионах страны наблюдалась естественная убыль населения. Как утверждается в исследованиях Всемирного банка, высокий уровень смертности на Украине связан в первую очередь с массовым употреблением алкоголя и низким качеством здравоохранения.
Кроме того, страна демонстрирует высокий показатель по количеству прерванных беременностей. Скачок наблюдался в 2014 году, когда количество абортов увеличилось вдвое.
Согласно официальной статистике Минздрава, на Украине ежегодно делается 200 тысяч абортов, в то время как рождается примерно столько же — 200 тысяч детей. Таким образом, убивают еще до рождения каждого второго младенца.
В 2017 году с целью борьбы с прерываниями беременности и увеличения рождаемости в Верховную раду было внесено несколько инициатив по запрету абортов (№ 6239 и № 6747). В итоге законопроект о частичном запрете абортов был отклонен Комитетом по вопросам охраны здоровья, а проект, предоставляющий врачу право отказываться делать аборт по соображениям совести, сейчас отправлен на доработку. Но нестабильное социальное положение, военные действия и проблема ценностных ориентаций в обществе в целом пока не обещают позитивных изменений в данной сфере.
Отдельно стоит выделить потери, связанные с военными действиями на востоке Украины. По оценкам ООН и самих украинских властей, в Донбассе погибло свыше 10 тысяч человек. Однако реальные потери оценить сейчас сложно не только ввиду привычной для конфликта ангажированности, но и по причине закрытого доступа ко многим территориям.
Только по данным самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР), пропавшими без вести числятся более 500 человек. Списки пропавших регулярно пополняются после обстрелов.
Так, например, по-прежнему остается неизвестным, сколько людей погибло при первых бомбардировках донецкого аэропорта — рядом с ним находился работающий в обычном режиме торговый комплекс METRO и другие крупные гражданские объекты. Напомним, боевые действия начались без предупреждения, и эвакуация не могла пройти на должном уровне.
Кроме того, по данным ООН за 2016 год, территорию Украины с начала конфликта покинуло около 1,5 млн человек. Но и внутри страны при этом находится примерно 1,6 млн перемещенных лиц, половина из которых пребывает в неблагоприятном положении — такие данные сообщало в 2017 году Управление верховного комиссара Всемирной организации по делам беженцев (УВКБ).
На общие показатели численности населения также влияет утрата Украиной территории Крыма и части Донбасса, хотя официальный Киев во многом пока игнорирует эти явления при подсчетах населения.
Первая и последняя всеукраинская перепись населения проводилась в 2001 году. Мысли о новой переписи периодически высказываются местными политиками, например, премьер-министром Владимиром Гройсманом, депутатом Анатолием Гриценко, министром социальной политики Андреем Ревой и другими.
Тем не менее, проведение новой переписи столкнется с двумя серьезными проблемами: с невозможностью провести перепись в Крыму и в самопровозглашенных республиках Донбасса, с одной стороны, и с устойчивым нежеланием властей себя дискредитировать — с другой. Ведь у правящих имеется серьезный риск предстать в невыгодном свете при обнародовании реальных цифр человеческих потерь.
В этом ключе безвизовый режим с Европейским союзом как достижение также символичен. Он не предоставляет право эмиграции в страны ЕС, но выражает народное стремление открыть себе путь на Запад и найти более теплое место.
Политическая и экономическая нестабильность, вооруженные действия, продолжающиеся волны мобилизации, тяжелая атмосфера конфронтации в обществе не способствуют образу Украины как благоприятного места для создания и дальнейшего обеспечения семьи, саморазвития и построения карьеры.
Для многих беженцев из зоны конфликта все усложняется еще и тем, что возвращаться уже некуда.
На фоне этой ужасающей картины спекуляции на исторических темах и продвижение идеи «геноцида украинского народа» советской властью выглядят совершенно фантасмагоричными. Сегодня Украина стоит перед реальной угрозой постепенного вымирания, опустошения и потери наиболее талантливых и образованных представителей своего народа: соседние и более отдаленные страны предоставляют больше возможностей и стабильности для выстраивания жизненного пути. Все отчеты о внутренних победах и реформах в свете этих тенденций теряют какую-либо ценность: показатели депопуляции — наиболее яркий маркер реальной степени эффективности всех украинских реформ и отношения населения к происходящему.